*[Enwl] Fwd: [wildlife-climate] Re: Профанация экологии, или что не так с экологическим просвещением?

ENWLine

to "ENWL-uni"

Добрый день, коллеги!
Хорошо помню, что лет 20 назад чуть ли не самым многообещающим направлением развития экологического образования была своеобразная экологизация других предметов. Это ведь кстати отличная альтернатива впихиванию в перегруженную программу новых предметов.
Да и с точки зрения обучаемого гораздо убедительнее, если «любить природу» учат не только на биологии / экологии / ОБЖ.
Как сейчас обстоят дела с экологизацией других предметов?

С уважением,
Григорий Фёдоров.

12 студзеня 2022 г. 15:35:47 UTC, Natalia Novoselova <novnat...@gmail.com> піша:

Коллеги,

По соображениям на сейчас или на перспективу..

На мой взгляд, нам не стоит направлять наши усилия  на смену программы образования в школах. По крайней мере, до тех пор, пока мы не сможем предложить существенную детальную и конкретную программу нужных нововведений.

Что действительно важно и нужно сделать - создать (или\и собрать) качественную УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ,  которой могут пользоваться как сами школьники и студенты, так и их педагоги для  самообразования в основах перечисленных областях наук о планете Земля: Экология, Биогеография, Физическая география мира (комплекс закономерностей существования и развития планеты Земля), метеорология и климатология, гидрология, океанология, лимнология, гляциология, болотоведение, ландашфтоведение, почвоведение, геология, геоморфология, ботаника, зоология. А также, что ключевое для нас, в кластере  научно-практического направления «Охрана природы». Материал по Охране природы нужно подать в этом новом тексте и как практическое преломление каждой из перечисленных наук, и как самостоятельное направление. Начать с истории развития природоохранной мысли и природоохранного движения в мире и России,  описать существующие ключевые угрозы (проблемы) для природы в современном мире, осветить методы природоохранной работы  и написать  о том, кто, как и каким образом занимается решением этих проблем на государственном и общественном уровнях (рассказать о работе различных NGO и работе  «грасс рутс» - гражданских экологических активистов).

Поскольку я работала над своей частью библиотеки природоохранной литературы МСоЭС  и также посвятила изучению указанных наук  ряд лет (при обучении на Географическом факультете  МГУ и далее как автор научно-популярных статей по некоторым темам) могу заявить, что качественной комплексной учебной литературы, ориентированный на школьников, их педагогов и студентов (не профильных специальностей) - не существует. На русском языке, думаю, и на других языках  тоже. В мире не существует качественной научно-популярной литературы о всем сложном комплексе знаний, который необходимо иметь, чтобы понимать нашу планету Земля  и ее Биосферу.

Наука экология - лишь одно звено в том, что необходимо освещать и передавать людям, начиная с детей и молодежи.

Есть книги, которые освещают отдельные темы, которые можно (и нужно) использовать и рекомендовать. Но они  -  и освещают узкие темы (то есть заходят в эти темы глубоко, глубже, чем можно поместить в общий учебник ) или\и они - имеют древние года издания. Тем не менее, пока такого нового учебника не  написано, можно работать с имеющейся литературой, создавая полезные списки и предлагая ее для прочтения. Точнее, много детальной литературы надо будет рекомендовать и после того, когда (и если) такой учебник будет написан и издан.

Работа над таким сводным учебником (или серией из нескольких книг) - может стать еще одним проектом МСоЭС. И тематика работы над учебником и также создание, апробирование учебных материалов для него - может быть основой для рассылки, которую предлагает запустить Святослав Забелин и подключить к ней существующие сообщества юннатских школ и педагогов.

Опять немного из моего опыта. Когда в ЦОДП в 2007 г я придумала и запустила всероссийский конкурс разработки школьного урока о русской выхухоли, я увидела, насколько школьные и кружковые педагоги ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в знакомстве с любыми материалами экологической тематики, которую можно прочитать в виде урока школьникам. Я не ожидала ажиотажа, который вызвал этот конкурс ЦОДП в среде педагогов. Мы получили множество разработанных уроков о выхухоли со всей страны и после целую кучу хвалебных писем, меня даже наградили какой-то премией по журналистской сфере. Все это можно найти на сайте ЦОДП (http://www.biodiversity.ru/programs/vyhuh/proj05-06/action.html).

И после, в 2018 году я увидела похожий настрой огромного интереса, когда распространяла созданный в рамках кампании "Просто перестать жечь траву" Школьный урок «Травяные палы и природные пожары»  (http://www.green-forums.info/antifire/lesson.htm) вместе с учебными материалами Гринпис России по той же тематике. Я делала оповещения в педагогических форумах и также сделала рассылку в Минобразования 64 регионов России (об этой рассылке на форуме: https://forest.ru/forum/forum17/topic691/). И здесь я увидела насколько люди заинтересованы в таких разработках, как на уровне отдельных педагогов, так и на министерском уровне.

В общем, если мы через рассылку будем вести работу над  созданием такого учебника, пропускать через нее готовые материалы (будущие главы учебника или их части), подходящие для образования школьников,  предлагать какие-то конкретные книги для чтения, готовые уроки экологической тематики - то такая рассылка будет встречена позитивно всеми педагогами. А нам это поможет вести работу над созданием такой образовательной книги и внедряться напрямую в процесс формирования молодого поколения, вносить природоохранную информацию этот процесс.

Нужно сказать, что идея такой сводной книги  - возникла у меня не вдруг. Я думала о ней очень давно и даже начала такую работу, беря себе заказы для написания научно-популярных статей в некоторых  темах. Так, я написала большую статью о почвах для научно-популярной интернет энциклопедии «Кругосвет» (есть в сети: https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POCHVA.html) и большую статью о Климате в бумажном журнале «Хорошо информированный источник» (журнал издательства Колос). Там же написала статью по Истории развития жизни на Земле.  А в газету «География» - статью о магнитом поле Земли.

И еще в журнал GEO статьи о бобре, выхухоли и сайгаке.

Все эти тексты я могу найти и их сделать первой «пробной» основной нового учебника. Наверное,  кто-то еще сможет предложить свои уже готовые тексты (или черновики)  для новой книги. Это все может быть текстовым и концептуальным заделом, с которого можно запустить общий проект написания такой учебной книги (серии книг) для самообразования о планете Земля и спасению природы на этой планете.

Выполнение такого проекта можно начать на общественных началах, и на них же вести основную работу. Но при этом он имеет хороший потенциал получения гранта, если это будет сделано, то многие вопросы с написанием и изданием будут решаться быстрее и легче. Так как самые активные исполнители и авторы текстов - смогут получать з\п за эту работу .

Ну и, немаловажный фактор нам всем в работе над такой книгой. В истории, в памяти человеческой, вряд ли останутся наши имена в ассоциации с теми действиями, с теми природоохранными проектами, которыми мы занимаемся основную часть нашего  времени. Такова суть природоохранной работы. Мы часто являемся «серыми кардиналами», которые двигают мироустройство в нужную для природы сторону, но сами остаются неизвестными. Не останется в памяти и то, каких детей мы родили и вырастили.

То, что остается о каждом человеке как о личности в истории человечества - это то, что он написал за свою жизнь. Причем, написал весомого, значимого и опубликованного. Если мы создадим такую серию книг  - она будет уникальной и в России и мире (то есть ее будут после переводить на другие языки). И имена всех вошедших авторов - останутся в истории.

С уважением,

Новоселова Наталья

ср, 12 янв. 2022 г. в 10:45, Svet Zabelin <svet...@gmail.com>:
Володя и все,
я исходил из сообщений о том, что учителей, искренне занимающиеся преподаванием и/или воспитанием в области охраны природы и окружающей среды, - буквально единицы на всю Россию.
Если единицы - я предполагал и предполагаю, что им было бы полезно и приятно связаться между собой.
Если таких учителей сотни и тысячи, и они уже обеспечены нужной им информацией - тогда наша рассылка, действительно, будет им лишней.
При этом я всецело поддерживаю призыв определить - что мы, как сообщество, можем дать таким преподавателям. Тут у меня никаких мыслей нет - в связи с отсутствием опыта.
И любые соображения на этот счет будут полезны сейчас или на перспективу.
Доброго,
Свет

ср, 12 янв. 2022 г. в 16:29, Zakharov Vladimir <zakh...@forest.ru>:
Мне кажется создание рассылки - это шаг с сомнительной эффективностью. По крайне мере, до того момента, как будет понятно, что за информация будет в этой рассылке циркулировать.
Нужно показать педагогам, что участие в рассылке будет им полезно. За лишний раздражитель в череде рассылок и чатов нас учителя загрызут. Им нужна предельная конкретика.

Пока мы друг другу это не можем рассказать.
--
Владимир Захаров
8 (916) 601-18-44

12.01.2022, 16:17, "Svet Zabelin" <svet...@gmail.com>:
Друзья,
надеюсь, что инициатива создать просветительскую Кампанию МСоЭС не канет в Лету.
Присланные предложения позволяют сделать вывод, что заниматься просвещением нужно, и что первым  организационным шагом в правильном направлении может быть создание рассылки для преподавателей и соорганизаторов.
Я вызвался наполнить рассылку адресами и жду списки электронных адресов тех, кого целесообразно включить в рассылку.
Чтобы оживить процесс делюсь информацией, что Яндекс-переводчик и "просвещение", и "образрвание" переводит одинаково: "education".
Однако к просвещению дает оригинальный набор примеров, которым я и делюсь.
С целью определиться с названием рассылки.
С надеждой на продвижение,
Свет

Пили за народное просвещение и ирригацию Узбекистана.
They drank to public education and the irrigation of Uzbekistan.
Решили наконец, что прежде всего на общественное просвещение...
We decided at last on public enlightenment before everything else ..."
Бернини проложил Путь просвещения.
Bernini laid out the path of Illumination.
Ну так устроим ему эпоху просвещения!
Then we'll just have to enlighten him.

ср, 12 янв. 2022 г. в 12:08, Svet Zabelin <svet...@gmail.com>:
Друзья,
давайте оставим в стороне вопросы изменения государственной системы образования.
Нам это вряд ли по силам.
Займемся созданием рассылки для действующих педагогов.
Достаточно объединить уже имеющиеся списки Сеновой, Есиной, Захарова и других.
Тогда, в частности, не будет проблем с приглашениями на разные мероприятия, кто бы их ни организовывал.
Жду Ваши списки и предложения по названию рассылки.
Тогда кто-то из умеющих сможет её создать, а я возьму на себя работу по наполнению листа рассылки.
С надеждой,
Свет

ср, 12 янв. 2022 г. в 11:55, 'Elena Esina' via Сохраним дикую природу ради устойчивости климата! <wildlife...@googlegroups.com>:

Категорически не согласна. Был и должен быть предмет Экология. Почему все приравнивают  биологию, ботанику, зологию, а теперь ещё и географию к экологии?!
Если говорить об экопросвещения, у меня вопрос. 13 лет проводи международный конкурс детского рисунка"Мы в ответе за тех, кого приручили", 2 года Всероссийский экологический диктант "ЭкоТолк" ( не путать с соколовским, который она украла), писала и в рассылке, принимайте участие, детям интересно. И что? Ни один из присутствующих, в т. ч. и уважаемая мною Ольга Сенова ни сами не участвовали, ни региональные площадки не сделали. Сирийские дети и студенты участвовали, в этом году 12х стран мира, а своим не надо. Все начинается с экопросвещения, а потом уже и образование
С уважением, Есина Елена

--
Отправлено из Mail.ru для Android

среда, 12 января 2022г., 11:01 +03:00 от Сухомлинова Валентина v.sukho...@yandex.ru:

Что касается школ, то здесь ничего особенно менять не нужно. Следует только немного изменить программу школьной биологии. Нужно убрать кучу информации, которая представляет собой углубление в детали, интересные только специалистам. Например, школьникам совершенно не нужны задачи по генетике, но очень нужно понимание эволюции. А для этого необходим сравнительный анализ изменений в эволюционном древе. Убрав лишнее, можно увеличить количество часов на темы экосистем, биосферы и охраны природы. В конечном итоге всё упирается в качество работы учителей. А это большая проблема.
В вузах всё гораздо хуже. Курс экологии убирается из всех специальностей. А между тем интерес к экологии как науке об экосистемах у студентов очень высок. Это мой опыт.
Ответить на вопрос что делать не могу. Сама в ступоре. Так и хочется сказать - "работайте, братья, работайте".
ВВС

12.01.2022, 15:55, "Zakharov Vladimir" <zakh...@forest.ru>:
- ENWL.Bellona@, enwl@

Наталья, коллеги, вместо каких дисциплин современных образовательных программ вы предлагаете ввести качественное преподавание экологии? Увеличить количество часов, как минимум в школах, вряд ли возможно.
--
Владимир Захаров
8 (916) 601-18-44

12.01.2022, 00:03, "Natalia Novoselova" <novnat...@gmail.com>:

Существует  действительная проблема - недостаток качественного преподавания дисциплины «Экология» в школах и ВУЗах страны.

Как это можно было бы начать решать? Написав хороший интересный учебник для школьников старших классов и студентов непрофильных специальностей, где в популярной легкой форме - изложить основы этих наук.

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "seu-international".