*[Enwl-inf] Fw: застройка Лагонаки

ENWLine

to "ENWL-uni"

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Вот ответ Андрея Александровича Остапенко по карсту и т.п.

«Здравствуйте Антон!

Мне передали ваше письмо, попробую на скорую руку ответить на некоторые вопросы из него.

О планах строительства курорта мне известно давно (больше 10 лет назад), и глядя на то, как решались вопросы охраны природы в окрестностях Сочи при подготовке к олимпиаде - оптимизма по поводу борьбы с реализацией этого проекта я не испытываю. В лучшем случае проигнорируют, в худшем - будут давить инициаторов различными способами. Но скорее - будут совмещать оба способа, + пообещают все сделать на уровне лучших мировых стандартов охраны природы.
Очень приятно также, что решение Правительства подписано в год Пещер и Карста, объявленный ЮНЕСКО!

Теперь ответы:
  1. Плато Лагонаки и соседствующие с ним горные массивы формируют основную часть стока двух рек — Белой (на ней стоит г. Майкоп) и Курджипса (соответственно, г. Апшеронск). Работники заповедника в 2016 году высказывали серьёзные опасения, что работы на плато (а также функционирование там крупномасштабного горнолыжного курорта, гостиничного комплекса и соответствующей инфраструктуры) могут серьёзно повлиять на режим стока этих рек и, соответственно, на водообеспечение этих городов и более мелких населённых пунктов. (это мой вопрос — А.Б.)
Проблема не столько во влиянии на сток рек, сколько в том, что Майкоп, Апшеронск и Хадыженск запитаны от водозаборов на карстовых источниках, воды которых формируются на массивах Мессо Нагой-Чук. Там вроде бы ничего строить пока не собираются, но это пока. Карст наверняка повлияет на водообеспечение самого курорта: воды там на поверхности очень мало. Вот тогда можно ожидать роста потребления стока Белой и Курджипса, строительства водохранилищ, систем очистки и подачи воды. Тогда уже и на сток повлияют. Там уже планируется строительство запруд на левом берегу Курджипса для генерации искусственного снега, причем на очень пораженном карстом участке. Сколько сложностей возникнет при проектировании и реализации - просто не представляю.
  1. Кроме того, все отходы производства, ГСМ, копоть от генераторов и отопительных котельных, продукты жизнедеятельности рабочих и отдыхающих будут смываться в реки и попадать таким образом в водозабор.
Отходы какого производства? Все что там будет в основном аналогично обычной жизнедеятельности небольшого населенного пункта, их там два будет, ну значит 20 тысяч клиентов и тысяч 5 работников всего. При наличии системы современных очистных сооружений и ее исправной работы можно ожидать что загрязнение бытовыми стоками будет незначительным. Но в условиях довольно жесткого зимой климата можно ожидать какие-то коммунальные аварии и аварийные сбросы. (с производством я оговорился, имел в виду строительные работы — А.Б.)

  1. Насколько я помню (и по собственному опыту работы в тех местах), плато сложено известняком с многочисленными карстовыми промоинами и воронками, время от времени образуются новые провалы. Есть мнение, что тяжёлая строительная техника и, вероятно, взрывные работы при капитальном строительстве (наверняка неизбежные при постройке крупных зданий на известняке) могут привести к обрушению скрытых на сегодня карстовых полостей и деградации существующего комплекса пещер, полостей и промоин. (А.Б.)
Строительство всегда выглядит как разруха, потом вид вполне приличный может быть. Да, там хорошо развит карст, но с разной интенсивностью на отдельных участках. Карстовые полости сами по себе достойны охраны, но обвалить их при строительстве будет не очень просто, завалить входы - возможно. Это карбонатный карст в довольно прочных породах и с преобладанием вертикальных пещер. Другой вопрос, который может иметь значение - это высокий уровень эндемизма троглобионтов, по этому поводу можете задать вопросы Илье Турбанову tur...@mail.ru В результате эпизодических сборов материала в последние годы там было выявлено немало новых видов животных. Еще одна проблема - это потенциальное желание новых природопользователей сбрасывать в карстовые формы (воронки, поноры, пещеры) жидкие и твердые отходы. Это позволит добиться хорошей экономии на вывозе и очистке.

  1. Плато покрыто глинистыми отложениями, удерживаемыми тонким, не более 1 см, слоем растительности, который продавливается даже копытами лошади, а проезжающий внедорожник оставляет там настоящую колею, постепенно размывающуюся. Из-за того, что растительность на плато имеет очень короткий период вегетации (приблизительно с середины мая по сентябрь), зарастают такие колеи чрезвычайно медленно, даже при отсутствии воздействия. Во что превратит растительные сообщества плато тяжёлая строительная техника — это один вопрос. А что будет с этими отложениями глины, которые останутся открыты дождевому стоку и, соответственно, водной эрозии — вопрос, который мне представляется очень важным. (А.Б.)
Если учесть историю выпаса скота, строительства кошей и подъездов к ним, то наверное ущерб от строительства курорта будет соизмерим как минимум на начальном этапе. Значительная часть эрозионных форм - наследие того периода. В принципе эрозия ни к чему новым пользователям территории, но как они будут с ней бороться, и будут ли от них требовать реальных мер по борьбы - я не представляю. Глинистые отложения накапливаются на выположенных участках и в некоторых карстовых формах. На склонах для катания их очень мало. Но так как курорт будет круглогодичный то лыжами дело не ограничится, наверняка будут "экологические" маршруты на джипах, квадроциклах и лошадях. Из пресс-релиза не ясно, планируются ли там какие-то природоохранные зоны.

У меня пока все. Будут вопросы - задавайте.
С уважением,
Андрей Остапенко.»

Таким образом, я получил некоторые ответы на свои вопросы, часть их не утешительна для меня (т.е. в качестве аргументов в СМИ я их использовать не смогу), другая — показывает проблему в новом свете.

Относительно ответа Валерия Александровича Бриниха.
Не буду долго высказываться, чтобы «не выпускать пар в свисток».
  1. Никто не оспаривает заслуг Валерия Александровича в защите Лагонак и заповедника в целом. Как и то, что вся эта история длится с 1952 года, когда Лагонаки были изъяты из состава КГБЗ, и новый виток начался в 1992 году. Я, во всяком случае, нигде и ни на секунду не высказывал в этом сомнений.
  2. Как Валерий Александрович предполагает совмещать планы строительства курорта и сохранение хотя бы узкоареальных эндемиков Фишт-Оштенского массива, а заодно каким образом курорт с потенциальной вместимостью в 5000 человек (плюс персонал, охрана, сопутствующая инфраструктура и т.п.) сможет не повлиять на обитающие на территории плато виды, для меня загадка. Вероятно, дело в моей низкой квалификации, провоцирующей излишнюю эмоциональность.
  3. Каким образом осуществлять информационную, общественную поддержку попыток сохранить биоразнообразие Лагонак, если 90% населения у нас слово «биоразнообразие» в жизни не слышало, а что такое «эндемик» и в чём его ценность, приходится объяснять по полчаса? Это не те предпосылки. которыми можно вызвать общественный резонанс.
Это не вопросы, а комментарии (та самая излишняя эмоциональная реакция — пар в свисток), и отвечать на них не обязательно.

С уважением,
Антон.

Понедельник, 22 марта 2021, 22:04 +03:00 от Валерий Бриних <brin...@gmail.com>:

Здравствуйте, коллеги!

С интересом читаю переписку по проблеме биосферного полигона на плато Лагонаки. Угроза особо-охраняемым природным комплексам действительно велика, но акценты проблемы участниками переписки серьёзно смещены. Много эмоций, но мало знаний! Боюсь, как-бы весь пар не вышел в свисток. Не надо забывать что борьба за Лагонаки началась не сейчас, а намного раньше, с начала 2000-х гг., когда у региональных властей прошла эйфория от передачи Лагонакского нагорья Кавказскому заповеднику в 1991-1992 гг. Я сам лично дважды (в 2001 году, ещё будучи директором Кавказского заповедника, и в 2004 и в 2005 гг., будучи уже председателем местной организации ВООП) отбивал в судах атаки властей Адыгеи на переданные ими же ранее земли. Тогда это получилось. Но сейчас противодействовать придётся не региональной, а федеральной власти.

Особо отмечу, что ссылка на победу общественности в Башкирии в борьбе за спасение Шехана в нашем случае не работает. Не надо вводить людей в заблуждение. В Башкирии общественность победила только тогда, когда нашли возможность «наехать» на Башкирскую содовую компанию за финансовые махинации её руководства, отжим государства от его доли доходов и вывод капиталов за рубеж. Главным аргументом там были не высокие природоохранные идеалы, а банальные коррупция и разграбление государственного имущества частными лицами.

Теперь по сути дела. Я не знаю, зачем приняли новое положение о биосферном полигоне Кавказского заповедника. Ведь и по первоначальному положению Фишт-Оштенский массив входил в состав биосферного полигона. Это я ответственно заявляю, так как, будучи директором Кавказского заповедника в 2000-2001 гг., лично работал с документами и организовывал охрану Лагонак и рекреационно-туристическую деятельность. Скорее всего, утверждение нового положения о биосферном полигоне нужно Минприроды России и  иным заинтересованным лицам для перезагрузки сформировавшихся за последние 30 лет отношений, касающихся хозяйственной деятельности на Лагонаках. Ещё это нужно было для того, чтобы легче было объясняться с ЮНЕСКО и его комитетом по Всемирному Наследию.

Что касается изученности плато Лагонаки и Фишт-Оштенского массива, то оно уже и так достаточно изучено в ботаническом и зоологическом смыслах. Все материалы имеются в научном отделе Кавказского заповедника. С их помощью мы отбивали атаки на полигон ещё в 2013-2014 гг. На плато Лагонаки работали гляциологи из Краснодара, в том числе Горелов из Кубанского университета. Думаю, что найдутся геологи, гидрологи и спелеологи, которые в разные годы тоже работали на Лагонаках. Поэтому советую не тратить время и силы на «изобретение велосипеда», а  собрать специалистов и те фонды, которые у них имеются. Это будет более разумно и эффективно.

Всеволод Степаницкий прав, упоминая о внесённых изменениях в статью 10 ФЗ «Об ООПТ».  За последние 10 лет эту статью заинтересованные лица с большими деньгами и связями перекроили так, что она вместо защиты биосферных заповедников открыла настежь ворота для превращения в биосферный полигон чуть ли не всей территории заповедника. Да и биосферный полигон вместо «зоны сотрудничества», как это было предусмотрено Севильской стратегией и прочими, в настоящее время превратился в зону хозяйственной деятельности. Де-факто биосферные заповедники сейчас превратились в национальные парки, только заповедные зоны пока ещё побольше. Поэтому формально все эти махинации вокруг биосферного полигона Кавказского заповедника не нарушают действующее законодательство и даже ЮНЕСКО вряд-ли что-то возразит. Единственный способ повлиять на ситуацию – это требовать сохранения объектов растительного и животного мира, относящихся к редкими и исчезающими видами, занесённым в Красную книгу РФ, а также сохранения мест их обитания (произрастания). Там таких полно, причём многие из них - реликты и эндемики, которые встречаются только на Лагонаках. Зонирование территории полигона с выделением таких участков обитания краснокнижников может существенно ограничить хозяйственную деятельность, а в ряде случаев сделать её бессмысленной (нерентабельной). Также следует давить на огромную ценность Лагонак, как накопителя и источника огромного объёма чистой пресной воды. Застройка Лагонак и поток туристов неизбежно приведут к увеличению объёмов твёрдых и особенно жидких бытовых отходов. Непосредственно на Лагонаках очистные не построить (там карст), поэтому их нужно будет транспортировать вниз на равнину. Но это связанно с огромными затратами и логистическими проблемами. В связи с этим весьма вероятна попытка застройщиков Лагонак сливать все отходы в толщу карста, в имеющиеся там подземные полости, а этого никак допустить нельзя! Иначе Адыгея и ряд районов Краснодарского края получат грязные стоки вместо питьевой воды.

Прошу всё вышесказанное учесть при планировании общественной кампании. И самое главное – БОРОТЬСЯ НУЖНО НЕ ПРОТИВ КУРОРТОВ НА ЛАГОНАКАХ, А ЗА СОХРАНЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ. Остальное – вторичное!

С уважением, Валерий Бриних
Моб. тел. +7 (918) 425-84-35
Берегите Природу, мать вашу!

(...)
Антон Бакалов
--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "seu-international".

Sent: Monday, March 22, 2021 11:37 PM
Subject: Re[6]: застройка Лагонаки