*[Enwl-misc] Повестка № 40 (1) Россия, Навальный, фейки

1 view

enwl

to "ENWL-uni"

«Повестка» №40 Компактное медиа для тех, кому не все равно

Здравствуйте!

Вы получили свежую «Повестку». Когда-то вы подписали петицию в поддержку фигурантов «московского дела» (помните, было такое?) и поставили галочку там, где согласились получать наше компактное медиа о гражданском обществе, правах человека, судах и солидарности.

Прошлая «Повестка» вышла три месяца назад. В другой стране и в другой ситуации.

Но до сих пор не очень понятно, как уложить в голове, что все три месяца идёт *****, вместо слов — звёздочки, пропаганда стала правдой, а чистый лист бумаги — это теперь фейк и дискредитация.

И пока наше будущее с треском несётся в пропасть, мы можем хотя бы зафиксировать то, что происходит прямо сейчас. К тому же суды и аресты никто не отменял, даже наоборот — с новыми законами их стало гораздо больше.

Сегодня в выпуске: День России, поток дел о фейках, новое дело против Навального и отпустят ли ректора Шанинки из СИЗО

Праздник для всех

В День России было задержано 67 человек, сообщает ОВД-news. Из них 43 — в московском метро системой опознаваниях лиц по ориентировке «День России». Среди задержанных оказалась и научная журналистка Ася Казанцева. Как она рассказала телеграм-каналу «Медиазона» (признана в России иноагентом), в своей объяснительной по подсказке полицейских она написала, что с ней «проведена профилактическая беседа о том, что людям, которых ранее административно задерживали, не стоит заходить в метро в День России». Такие дела.

Остальных задержали за антивоенные плакаты и пикеты.

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Аресты за фейки

День России на сутки слегка, хоть и недалеко, отошел от тренда последних трех месяцев: когда большинство дел и задержаний — по закону о фейках и дискредитации Вооруженных сил.

«Суды рассмотрели 2029 дел о дискредитации Вооруженных сил (статья 20.3.3 КоАП). 352 из них — в Москве, — написал в своем телеграм-канале Павел Чиков 22 мая.

Новая статья вступила в силу 4 марта (в среднем суды рассматривают по 40 дел каждый рабочий день). Штраф по статье — от 30 000 до 50 000 рублей.

На 60 тысяч оштрафован муниципальный депутат и журналист Илья Азар (за два поста в фейсбуке). Политик Илья Яшин получил штраф в 90 тысяч рублей — за три публикации.

Есть сведения о как минимум четырех уголовных делах по статье 280.3 УК РФ (повторная дискредитация Вооруженных сил РФ лицом, ранее привлеченным за аналогичные действия к административной ответственности). Уголовные дела расследуются в Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Кемерово и Нальчике.

Интересно, что в то же время рассмотрено всего 4 административных дела о призывах к санкциям (статья 20.3.4 КоАП), причем два из них — в Горно-Алтайске, одно — в Тольятти и еще одно — в Москве».

Что касается статьи о фейках 207.3 УК РФ, то дела по ней возбуждаются почти каждый день. Сейчас известно уже о четырех десятках случаев. При этом как минимум восемь человек содержатся под стражей. Среди них — журналистка из RuNews Мария Пономаренко (у нее двое несовершеннолетних детей), петербургская художница Александра Скочиленко (доставлена в тюремную больницу), активистка Ольга Смирнова (в СИЗО до 4 июля), политик Владимир Кара-Мурза (арест продлен до 12 августа), муниципальный депутат Алексей Горинов (арест до 19 ноября), на два месяца до 6 августа арестован священник Иоанн Кумояров, хакасский журналист Михаил Афанасьев арестован на месяц до 13 июня, срок будут продлевать.

Также суды начали арестовывать недвижимость обвиняемых по статье о распространении фейков. Известно как минимум о четырех случаях. Трое — журналисты Андрей Солдатов, Майкл Наки и Руслан Левиев — находятся не в России. Счета Солдатова арестовали в связи с возбуждением уголовного дела, Наки и Левиева — из-за заочного ареста. У журналиста и иноагента Александра Невзорова суд на всякий случай арестовал дом с участком под Петербургом. Невзоров находится не в России.

Писатель Дмитрий Глуховский (тоже не в России) объявлен в федеральный розыск.

До сих пор самым массовым было «дворцовое дело», около десяти тысяч задержанных в 130 городах России после масштабных акций 23 и 31 января 2021 года, когда Навальный вернулся в Россию. Более 150 уголовных дел — о насилии над полицейскими (ст. 318 ч. 2). И хотя большинство этих дел закончились условными сроками, два десятка фигурантов получили от четырех месяцев до пяти лет колонии.

Кстати, о Навальном.

Новое дело Навального

(признан российскими властями экстремистом, террористом, профессором Мориарти, злостным мошенником, оскорбителем судов и ветеранов и земляным червяком)

24 мая Мосгорсуд утвердил приговор Алексею Навальному по делу о мошенничестве (якобы он похищал деньги из пожертвований ФБК (признан экстремистской организацией) и оскорблении суда, оставив наказание прежним — девять лет колонии и штраф 1,2 миллиона рублей.

Алексей Навальный. Фото из соцсетей

А уже 31 мая политику предъявили новое обвинение — по статье 282.1 ч. 1 УК РФ (создание экстремистского сообщества). Дело возбудили еще в конце сентября 2021 года. По версии Следственного комитета, Навальный «не позднее 2014 года» создал экстремистское сообщество «с целью осуществления экстремистской деятельности, направленной на изменение основ конституционного строя в Российской Федерации, подрыва общественной безопасности и государственной целостности Российской Федерации». В мае суд заочно арестовал сторонников Навального Леонида Волкова, Ивана Жданова, Виталия Гимальди и Любовь Соболь (ранее суд заменил ей решения по «санитарному делу» и по «квартирному делу» на реальные сроки). Все они находятся за пределами России.

«Ну не знаю. А может, Путин не ненавидит меня, а тайно обожает? Поэтому хочет, чтоб я был — прямо как он сам — спрятан в подземном бункере, под охраной надёжных людей.

Как иначе объяснить, что еще и 8 дней не прошло, как в силу вступил приговор, по которому мне дали 9 лет строгого режима, и сегодня вот уже снова следователь прискакал и официально предъявил обвинение по новому делу.

Я, оказывается, создал экстремистскую группу, чтобы разжигать ненависть к чиновникам и олигархам. А когда меня посадили, осмелился быть этим недовольным (действительно, что это я) и звал на митинги.

За это мне полагается накинуть еще до 15 лет.

Видите, еще 15 лет надежного стабильного бункера, где я буду укрыт от неожиданностей и невзгод этой вашей «свободы». Где такой бардак, что по улицам даже ходят обычные люди — не сотрудники ФСО и ФСИН.

Тут мои родители на свидание приезжали, а они в военном городке живут. Ну и мы, конечно, шутили, что когда Путин все же устроит атомную войну, им достанется одна из первых ракет. А мне тут раздолье — ну кто будет бомбить зону на болоте?

Так что когда у вас там бетон будет плавиться, я буду просто смотреть из локалки на особенно красивый закат. Спасибо Путину.»

Во вторник адвокаты Алексея Навального сообщили, что политика увезли из колонии в неизвестном направлении.

В среду он сам написал в соцсетях: перевели в колонию строгого режима в поселке Мелехово.

«Космическое путешествие продолжается — я пересел с корабля на корабль.

Ну то есть всем привет с зоны строгого режима.

Вчера меня этапировали в ИК-6 «Мелехово».

Я на карантине, поэтому рассказать особо нечего. Ну вот только два свежих впечатления. О культурной жизни и беспределе.

О культурной жизни: чуть не двинулся, пока таскал в автозак/из автозака книги, хранящиеся у меня на складе вещей. А тюремщики чуть не двинулись, пока переписывали их. И это при том, что, опасаясь такой ситуации, я месяц назад с трудом уговорил администрацию принять у меня 50 книг в тюремную библиотеку. Честно скажу, вчера впервые в жизни тащил эти мешки и думал, что костер из книг это не обязательно что-то плохое.

О беспределе: в карантине висит объявление со списком профессий, которые здесь можно получить, и сроке обучения. Так вот, стать, как я, швеей — этой элитой рабочего класса, моментально отличающей бельевой шов от запошивочного, можно за 3 месяца. И представьте себе, избравшие профессию “обвальщик тушек птицы” тоже учатся 3 месяца! То есть в этом смысле приравнены к нам, швеям. Ну чему, чему там надо учиться 3 месяца?! Они эти тушки в стразах, что ли, обваливают?

Очень возмущен.

Ну а в остальном пока все ок.

Всем привет, всех обнимаю, ешьте птицу без панировки 😉»

Шанинка

Экс-замминистра просвещения и бывшего вице-президента Сбербанка Марину Ракову обвиняют в хищении бюджетных средств — более 50 млн рублей — в рамках реализации федерального проекта «Учитель года». Саму Ракову, ее мужа, двух ее бывших коллег, а также бывшего исполнительного директора Шанинки Кристину Крючкову отправили под стражу 7 октября 2021 года (через месяц Крючкову перевели под домашний арест — она признала вину).

Ректор Шанинки Сергей Зуев проходит подозреваемым по делу Марины Раковой в эпизоде о хищении более 21 млн рублей, принадлежащих Фонду новых форм развития образования.

67-летнего Сергея Зуева Тверской суд Москвы сначала заключил под домашний арест. Через день он попал в больницу с гипертоническим кризом и вскоре перенес третью за год операцию — коронарное шунтирование на сердце. Несмотря на состояние здоровья, прокуратура обжаловала его домашний арест и потребовала заключить ученого в СИЗО. Мосгорсуд так и поступил.

Ученого Сергея Зуева, конечно, поддерживали. Старшая дочка на девятом месяце беременности выходила с одиночным пикетом к зданию МВД на Петровке, 38. Вступался за него и весь свет российского и зарубежного научного сообщества. Около 650 ученых писали обращения президенту Путину и уполномоченной по правам человека в России Татьяне Москальковой с просьбой перевести Зуева под домашний арест. Просили отпустить Зуева домой и еще по одной причине — у его младшего 13-летнего сына аутизм в тяжелой форме. Ребенок не говорящий. И очень привязан к отцу.

В конце 2021 года президент Путин во время традиционной встречи с членами СПЧ заявил, что не видит необходимости держать Зуева за решеткой.

Но ни через день, ни через полгода после этого заявления профессора Зуева так и не освободили.

Ни свиданий, ни звонков с родными профессору Зуеву следователь по делу Карабанов и суды не разрешают. Без объяснения причин.

В марте Сергей Зуев пошел на крайне редкий шаг для тех, кто не признает вину: частично выплатил государству ущерб (6 миллионов рублей), который ему вменяет следствие по делу о мошенничестве. По закону выплатить ущерб можно и без признания вины, до приговора суда.

К 1 июня 2022 года сумма выплаченного Зуевым ущерба составила уже 10 миллионов.

Ученый по-прежнему отрицает свою вину в каком-либо мошенничестве.

И вот наконец 9 июня Второй кассационный суд отменил арест ректора Шанинки Зуева и направил постановление на новое рассмотрение. Но на время рассмотрения Зуев все равно останется в СИЗО.

Сергей Зуев. Фото: Пресс-служба Тверского городского суда

С чего начиналось дело Шанинки, можно прочитать здесь

ЕСПЧ и иноагенты

14 июня ЕСПЧ вынес решение по целому пакету НКО-иноагентов. 73 заявителя, среди которых «Мемориал», «Голос», «Агора», Сахаровский центр и многие другие, которые были признаны иноагнетами в 2014–2015 годах.

Европейский суд признал неконституционным закон об иноагентах и постановил выплатить каждой из 73 НКО по десять тысяч долларов.

Правда, на прошлой неделе Путин подписал указ о необязательности исполнения решений ЕСПЧ, вышедших после 15 марта. Такие дела.

Фото: Анастасия Цицинова / «Новая»

Напоминаю, что помочь

Помочь беженцам — например, тут: https://www.facebook.com/lida.moniava.

А поддержать оставшуюся независимую журналистику — вот тут: novayagazeta.ru/donate.

С уважением,

Надежда ПРУСЕНКОВА,
дежурный редактор «Повестки»

ok vk yt twi