*[Enwl-inf] Re: [ddop] ответ поляков Бриниху по волкам

1 view

ENWLine

to "ENWL-uni"

Здравствуйте!

Спасибо Сильвии Шутковской за взятый на себя труд по написанию комментариев
(прошу Ивана переслать ей это письмо, т.к. адреса Сильвии у меня нет).
Приведенные ею факты интересны и дополняют общую картину. Однако эти факты
никак не опровергают мое мнение о ситуации с волками в Польше. Более того,
они удачно дополняют мой взгляд на "волчью проблему". Так что, если я и не
прав, то только с точки зрения Володи Борейко, а не науки и здравого смысла.

С.Ш. пишет: В 2001 году в Польше независимое исследование показало, что
реальное состояние популяции волка разительно отличалось от подаваемого
официально. Численность оказалась в два раза ниже, чем официально
указывалось (около 1070 волков по данным Министерства экологии в 1998-1999
гг.). С этого времени мы относимся к официальным данным в нашей стране с
недоверием.

В.Бриних: Согласен, что данные официальной статистики могут весьма сильно
отличаться от реальной жизни. Это происходит как по объективным (ошибки при
учетах), так и по субъективным (подлоги) причинам. Альтернативные методы
учета также могут давать погрешность, обычно в противоположную сторону от
официальной отчетности. Поэтому я бы остановился где-то посредине, хотя
цифра 500-700 для Польши мне кажется вполне вероятной. Я на нее и опирался
в своих рассуждениях.

С.Ш. пишет: Вы пишете о Западной Польше как непригодной для волка. Это не
так. Вообще из расчета на количество доступной среды, биомассы копытных в
Польше по нашим оценкам могло бы жить 1220-1720 волков, при этом наиболее
вероятно 1450-1540 особей, из них только 460-590 жило бы в Восточной
Польше. То есть 2/3 потенциальных сред обитания в Польше не занято волком.
Частота волка в Польше может потенциально достигать 1,6-2,5 особей на 100км
2. Так что говорить о невозможности существования у нас самостоятельной и
полноценной популяции волка нельзя.

В.Бриних: Я не пишу о Западной Польше как непригодной для волка. Она менее
пригодна, чем Восточная Польша, в ней волку менее комфортно из-за большего
числа ограничивающих факторов, обусловленных более высокой урбанизацией
территории. Я уже писал, что нельзя рассчитывать экологическую емкость
среды обитания диких животных механическим способом, принимая во внимание
площадь пригодной среды обитания и биомассу потенциальных кормовых
ресурсов. Надо учитывать и негативное действие лимитирующих факторов,
которые сразу снижают бонитет охотничьих угодий (среды обитания охотничьих
животных) на 1-2 класса. Это же азы экологии и охотоведения (кому что
больше нравится)! Потом, кроме арифметических расчетов, в поисках истины
хорошо помогает здравый смысл. Подумайте сами, почему, с Ваших же слов, "
2/3 потенциальных сред обитания в Польше не занято волком"? И это при том,
что в Польше волка уже давно не стреляют, а, наоборот, охраняют как редкий
вид. Почему рост численности волка остановился на 500-700 особях и дальше,
по мнению ученых, не растет? Борейко утверждает, что включился
внутрипопуляционный механизм саморегуляции. Но почему он включился тогда,
когда волками освоена в Польше только треть потенциально пригодной среды
обитания, а численность копытных позволяет безбедно существовать втрое
большей группировке волков? Не слишком ли рано он включился? Поэтому
утверждения о саморегуляции крайне неубедительны как с точки зрения науки,
так и с позиций здравого смысла. Более правдоподобно предположить наличие
неких (не установленных польскими исследователями) ограничивающих факторов,
которые сделали "незаполненные" волками 2/3 потенциальных сред обитания в
Польше непригодными (некомфортными) для обитания волков, несмотря на обилие
копытных. Я предположил, что основным лимитирующим фактором для волка
является урбанизация его среды обитания, в частности, наличие густой среды
скоростных автодорог. Это сам по себе мощный фактор беспокойства, да еще и
ограда... Когда мы боролись против строительства автодороги через плато
Лагонаки в Кавказском заповеднике, то угроза расчленения заповедной
территории и нарушения миграционных путей животных была в общей базе
научных доказательств одним из главных аргументов.

С.Ш. пишет: Слухи о волчьем вреде и в нашей стране сильно преувеличены. В
инвентаризации 2001 г., про которую, мы уже говорили, на просто удивила
отсутствие вреда волчьих ватаг на Востоке Польши (Розточье, Сандомирская
котловина, Люблинское Полесье). Видимо причинно является лучшее охрана
скота фермерами в этих регионах. Вообще в общем хозяйстве вред волков имеет
следовое значение. Хотя конечно для отдельных фермеров утраты могут быть
значительные. Однако Они могут получить компенсацию. Что будет для вас
особо интересно, у нас считается, что реколонизация волком Западной Польши
не будет сопровождаться значительными конфликтами волк-скот из-за
незначительного числа скота в этом регионе.

В.Бриних: Вполне согласен. Особенно насчет гораздо меньшего вреда от волка
в Западной Польше. Домашнего скота там меньше, а копытных, наоборот,
намного больше. Волку незачем рисковать своей шкурой, проникая на
селитебные территории, если в лесу хватает легко добываемого корма. Другое
дело - Украина или Россия, где диких копытных почти всех уже истребили, а
численность домашнего скота сравнима с численностью диких животных. Здесь
волк поневоле вынужден идти к людям, невзирая на опасность. Голод не тётка!
В Якутии волки ведь тоже не размножились до безмерного количества, а лишь
все разом вышли к людям, когда в тайге резко упала численность
зайца-беляка. Поэтому и возникла видимость "огромного" количества волков
из-за их избыточной концентрации на небольшой, освоенной человеком,
территории. Что и ввергло местные власти в панику и антиволчью истерию.

Кому интересно, можете посмотреть в интернете схемы распределения
плотностей населения кабана и оленя в Польше (источник -
http://kireev.livejournal.com/821685.html). Тенденция вполне прослеживается.

С уважением, Валерий Бриних

28 февраля 2013 г., 12:07 пользователь kekz-office

From: "Валерий Бриних" <vbri...@gmail.com>