*[Enwl-inf] Этолог, который несколько лет прожил в волчьей стае

1 view

ENWL

to "ENWL-uni"

Друзья, журнал "Кот Шрёдингера" опубликовал замечательное интервью Ясона Бадридзе с замечательными фотографиями. Поскольку оно весит 13,5 Мб - отправить в рассылку не могу.

Пришлю по заказу.

Свет

В Грузии, которую древние персы называли Горгистаном, что в переводе означает «страна волка», живёт и изучает поведение животных доктор биологических наук Ясон Бадридзе. Знакомые характеризуют его одной короткой фразой: «Этолог, который несколько лет прожил в волчьей стае». Корреспондент «Кота Шрёдингера» встретился  с учёным и понял, что зверь есть в каждом человеке, как и в каждом волке— человек.

В волчью стаю учёный ушёл в январе 1974 года. Эксперимент проводил в лесничестве «Зорети» Боржомского заповедника. Волков тогда уничтожали даже на заповедных территориях, причём не только отстреливали, но и травили, ловили в капканы и петли. За каждую убитую особь егерям платили по 50 рублей (при средней зарплате в 150). Но Бадридзе устроил так, чтобы егеря не мешали его исследованию: сунул им деньги и попросил не появляться в местах, где обитала его волчья семья.

[КШ] Какие в семье волков ранги?
[ЯБ] Всегда есть пара доминантов: матёрые самец и самка. Они руководят всеми процессами в стае. Иногда бывают старики, которые доживают своё и не участвуют в охоте. И переярки— молодые низкоранговые особи. С ними много интересного: пока живы матёрые, у переярков не бывает течки, они не могут размножаться— это привилегия и задача доминантов. Но зато когда матёрая рожает, у низкоранговых самок начинается лактация. Получается, что за щенятами ухаживают сразу несколько мам, шансы на выживание и здоровое развитие потомства увеличиваются.

[КШ] Удивительно отлаженная и жёсткая иерархия. И как в неё вписаться человеку? Как думаете, кем вы для них стали, если не членом семьи?
[ЯБ] Выгодным партнёром.

[КШ] Какая им выгода была от вашего присутствия?
[ЯБ] Волки почувствовали, что с моим появлением на них перестали охотиться, в лесу больше не появляются люди с ружьями. При мне тоже оружия не было. К ним нельзя идти с ружьём: они знают запах пороха и сторонятся его, мы бы никогда не сблизились.

[КШ] Как же происходило ваше сближение?
[ЯБ] Я осторожно ходил по их следам, но долгое время никого не видел. Конечно, это не значит, что волки не видели меня. Сначала нужно было, чтобы мой запах стал знаком им. На это ушло четыре месяца. Я взял из дома пелёнки своих детей— сначала носил их на себе, а потом порвал на полосочки и разложил на тропинках.

[КШ] И как волки к ним отнеслись?
[ЯБ] Сначала обходили стороной. Потом стали сердиться и рвать их. Дальше— метить. А затем привыкли. Тогда я начал выкладывать кусочки мяса прямо на тряпочки. Они подбирали и ели, а если были сытыми, закапывали где-то рядом. В общем, таким образом я смог приучить волков к своему присутствию.

[КШ] Но встречи глаза в глаза так и не было?
[ЯБ] Она случилась спустя какое-то время. Сперва я встретился с двумя матёрыми. К началу апреля я уже хорошо знал расписание и маршруты передвижения этой пары— и заранее положил на тропу приманку. Через несколько часов они появились: впереди шла беременная волчица, позади волк, он время от времени клал голову на её круп. Я был примерно в сотне метров от них, волки одновременно увидели меня, остановились и начали рассматривать. Потом оба подошли к приманке, волчица взяла мясо и стала его закапывать. Волк приблизился ко мне на расстояние в пять-шесть метров. Он смотрел мне в глаза меньше минуты, но это время показалось мне вечностью. После самец издал резкий фыркающий лай, оскалился, щёлкнул зубами и вернулся к самке. И они спокойно ушли в глубь леса. После того как волки скрылись из виду, я ещё долго стоял как вкопанный. Придя в себя, понял, что моя мечта становится реальностью.

КШ] В чём заключалась ваша функция?
[ЯБ] Я тропил добычу, то есть шёл по следу и отрезал ей пути к отступлению. Пробегал с волками за одну охоту около 30−40 километров: они рысцой, а я трусцой. По сути, был в роли переярка. Они только тропят и не имеют права нападать на добычу, поскольку пока лишь учатся. На охоте волки действуют слаженно и точно, каждый знает свои задачи и выполняет только их. Они поразительно чувствуют друг друга и словно договариваются взглядами, движениями, будучи разделены большим расстоянием. Человек может только позавидовать такой коллективной работе: мы так не умеем— каждый тянет одеяло на себя, из-за этого общее дело разваливается.

--
Вы получили это сообщение, поскольку подписаны на группу "seu-international".

Sent: Thursday, July 28, 2022 1:18 PM
Subject: Этолог, который несколько лет прожил в волчьей стае

PS. О жизни в стае волков это не первое сообщение. Несколько лет назад публиковался рассказ немецкого зоолога о такого рода дружбе на севере Германии. О Я.Бодридце тоже было, но найти эти сообщения, когда в архиве почти 98 тыс сообщений сразу не удается.

Вл