*[Enwl-inf] [can-eecca] О стратегических коммуникациях для экологических НПО от Джорджа Маршалла

ENWLine

to "ENWL-uni"

О стратегических коммуникациях для экологических НПО от Джорджа Маршалла

Джордж Маршалл является одним из ведущих европейских экспертов по стратегическим коммуникациям в области изменения климата. Джордж имеет широкий опыт работы с разными участниками коммуникации по изменению климата, включая правительства, бизнес и сообщества. Тринадцать лет назад Джордж основал свою некоммерческую организацию в г. Оксфорд, Climate Leadership, и сегодня консультирует лиц, принимающих решения, а также некоммерческие организации по разработке экологических кампаний.

30 августа 2017 года Джордж навестил г. Алматы по приглашению ОФ «Социально-Экологический Фонд», и совместно с Common Sense & AUA GROUP провел общественную дискуссию по планированию экологических кампаний для НПО.  Ливень хочет поделиться с Вами ключевой информацией, которая будет полезна как активистам, так и обычным гражданам, неравнодушным к проблемам окружающей среды и изменения климата в Казахстане и в мире.

«В Казахстане существуют фантастические возможности для перехода к устойчивому низкоуглеродному развитию. Сегодня это независимое государство с ярко выраженной национальной идентичностью. И в контексте глобальных изменений Казахстан ищет свою новую уникальную идентичность.  Сейчас самое время рассматривать инновации в энергетике и новые технологии как возможную составляющую этой новой идентичности. В этом году вы провели у себя ЭКСПО-2017, которая позволила Казахстану закрепиться в регионе в качестве лидера по переходу на новые возобновляемые технологии. Эти составляющие, вместе с интересом государства выработать новую идентичность для молодого государства и гордостью казахстанцев могут стать основой для прогрессивного нового имиджа страны.”

Пока мы говорили с Джорджем – он обратил внимание на фантастическое солнце и голубое небо – действительно, погода в это время в Алматы не оставляет равнодушным даже самого скептически настроенного жителя. “Потенциал для развития солнечной энергетики просто фантастический, и его можно развивать вместе с потенциалом для ветровых станций. У вас прекрасная возможность использовать этот потенциал на благо своего развития. У Казахстана есть доходы от нефтяного сектора, которые могут быть инвестированы в диверсификацию своего энерго-профиля. Вы можете позиционировать себя в качестве регионального поставщика энергии. Вы уже доставляете энергетические ресурсы от ископаемых источников, и теперь постепенно можете диверсифицировать выработку энергии и стать поставщиком энергии из широкого круга энергоисточников. И этот портфель будет включать в себя новые возобновляемые технологии и чистую энергетику.”

Джордж Маршалл решил специализироваться на коммуникации по изменению климата, так как проблема диалога по этой теме существовала в основном на самом высоком уровне политики с научным сообществом, а обычное население никак не было вовлечено в эти коммуникации. Г-н Маршалл работает над тем, чтобы в этих обсуждениях участвовали все, так как изменение климата имеет влияние на каждого человека и его будущее.

“Я осознал, что если мы будем говорить только о научых аспектах проблемы, то, не понимая научного языка, люди не будут этим интересоваться. Не стоит показывать обычному человеку лишь компьютерные модели, рассказывая об опасностях, они скажут – “ну, я подумаю об этом в следующем году”, так как для них это не приоритетно. Проведенные исследования показывают, что говоря об изменении климата, надо делать упор на ценности собеседника и его/ее идентичность. Нам нужно найти такие слова, чтобы доказать, что изменение климата важно для Вас на основе того, кем Вы являетесь”.

По рекомендациям Джорджа, важно понять, чем гордятся люди в Казахстане и к чему они небезразличны – и говорить об изменении климата с ними во взаимоувязке с этими ценностиями. Последние 12 лет он работал с самыми разными аудиториями для разработки новых изложений и новых аспектов для беседы на тему изменения климата, в зависимости от того, кем они являются. “В Англии и в других странах я работал с разными религиозными группами – индуистами, мусульманами, христианами – и вместе мы определяли существующие в их религии контекстные связи с изменением климата, искали как эти изложения фактов меняются от религии к религии. Что будет иметь смысл для мусульман, и как это будет отличаться от того, что имеет смысл для индуиста, например”.

Джордж Маршалл также является консультантом для Climate Action Network – крупнейшей международной сети НПО, работающих по проблеме изменения в мире. Недавно, совместно с коллегами, Джордж провел работу в Индии с местными организациями, чтобы определить «Как индусы говорят и думают об изменении климата?» «Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы работали с НПО по всей Индии, которые потом провели консультации с собственными аудиториями. Они говорили со студентами, с бедными фермерами, со средним классом в городах – очень широким кругом лиц, для того, чтобы найти язык, который будет работать в Индии. Такая же возможность есть и в Казахстане – найти язык, который будет понятен каждому жителю для обсуждения изменения климата – именно то, что имеет смысл для казахстанского населения и отражает его культуру”.

Что делать и чего не делать для эффективных коммуникаций по изменеию климата для НПО и активистов в Казахстане с государственными органами?

1 Важно начать с понимания реальных ценностей людей, занимающих самые высокие позиции. Заинтересованы ли они в результате? Либо им интересен имидж страны, своя карьера, и собственные индикаторы успеха и власти? Интересны ли им научные обоснования? Всегда важно найти сообщения, которые работают для разных аудиторий, и каждая аудитория имеет свое сообщение. Поэтому в качестве того что делать – пытаться всегда найти наилучший подход к разговору с аудиторией.

2 В Казахстане ваша коммуникация не будет успешной с правительством, если говорить им “Мы должны прекратить добычу ископаемого топлива, иначе изменение климата нас погубит.” Я думаю, нужно говорить о том, что “важно найти новые источники энергии, и диверсифицировать энергетический портфель”.

3 В каждой стране, как мне видится, все политики заинтересованы в национальном профиле/имидже, поэтому одно из сообщений должно содержать смысл, что “этот путь поможет нам быть успешными”, или “для усиления нашей экономики, нам нужен сильный профиль страны в мире”.

4 Нам как активистам НЕ СЛЕДУЕТ говорить с разными аудиториями на основе собственных ценностей – так как они могут не иметь схожих ценностей. Поэтому в отношении того, что я знаю об изменении климата – если мы будем говорить только о сохранении окружающей среды, мы будем терять интерес людей. Некоторые люди очень озабочены состоянием экологии, но многие не настолько заинтересованы. Поэтому помимо вопросов охраны окружающей среды, важно говорить и о других ценностях – здоровье, детях, семьях, обычаях, и так далее.

5 Думаю, для политиков язык должен быть о балансе возможностей и рисков. Предотвращение изменения климата предполагает высокие затраты и риски –об этом говорить очень важно. Мы должны говорить о том, как изменение климата будет влиять на Казахстан, и о существующих опасностях – но также и говорить о возможностях. Именно они могут быть более интересны. И здесь для Казахстана реально, я думаю, существуют хорошие возможности для регионального лидерства – возможно, не мирового, но на уровне своего региона.

Хочу упомянуть, что Джордж заехал к нам по пути на финальную конференцию ЭКСПО-2017 в г. Астана. Он участвовал по приглашению правительства Казахстана и провел целую сессию для высокопоставленной аудитории в Астане.

“Я опасаюсь, что это станет мероприятием высокого профиля, наподобие  Олимпийских игр, которое пройдет, и о нем все позабудут. Очень важно для таких мероприятий – это идея наследия. Важно оставить долгосрочный результат. И для ЭКСПО это должны быть не только здания причудливой архитектуры – наследием должно быть изменение политики и изменение отношения людей для реализации устойчивых решений.”

“В данное время в Казахстане осведомленность о вопросах изменения климата все еще остается низкой на всех уровнях. Поэтому начальным действием должна стать коммуникация с населением и некоторые формы вовлечения. Имея сильную централизованную власть в стране, руководство может говорить достаточно директивно населению. Я заметил, что везде висят билборды с сообщениями от правительства, например, повсюду очень много визуальных сообщений об ЭКСПО. Хотелось бы чтобы гласность по поводу программы по изменению климата была на таком же уровне. На следующем этапе нужно, чтобы люди в Казахстане везде говорили о плане будущего перехода к возобновляемым источникам, чистой энергетике, и лидерству в этом. То, что могли бы поддержать все граждане и развить чувство национальной гордости.”

По мнению Джоджа, важным вызовом на этом этапе будет начало общественного диалога, который бы вовлекал всех – правительство и бизнес, а также население и НПО. “И все бы обсуждали будущие планы в этом направлении. Я считаю, что адаптация к изменению климата должна стать частью плана в том числе. Мы находимся в Алматы сегодня – Алматы полностью зависит от водных ресурсов от таяния снега в горах. Я не знаю обо всех последствиях изменения климата в Казахстане, но могу с гарантией сказать, что доступ к водным ресурсам будет осложнен. Также у вас в стране летом жарко, и будет становиться все жарче со временем – и к этому нужно быть готовым. Важно начинать обсуждения о том, как Казахстан будет готов к последствиям изменения климата через 50 лет, когда температура в вашем регионе будет на 2-3-4-5 градусов выше.”

По словам Джорджа, на сегодняшний день совершенно точно существуют возможности для использования доходов, сгенерированных от экспорта нефти и газа, в целях диверсификации энергетической экономики.

“Энергетические экономики всего мира сейчас проходят переходный момент – каждая западная страна, к примеру, вкладывает существенные инвестиции в чистую возобновляемую энергию, а также в сектор электрических автомобилей. В настоящий момент это направление развивается быстрыми темпами, и Казахстану следует также себя позиционировать для этого перехода. Поэтому важно стране думать о том, куда она инвестирует.

Я думаю, что если Казахстан продолжит инвестиции полностью в экономику, основанную на ископаемом топливе – это будет очень плохой стратегией, потому что это создаст для страны высокие риски уязвимости в контексте всемирной энергетической экономики, и уязвимости для будущих ответных мер к изменению климата, которые будут подразумевать отход от этих источников энергии. Поэтому нужно быть готовым к переходу, но так как страна очень молодая, есть много возможностей для гибкости. Я считаю, главное слово – это гибкость, быть готовым к переходу и диверсифицировать. Страны, которые остаются полностью зависимыми от одного источника дохода – становятся очень уязвимыми. Если Казахстан полностью зависит от доходов в иностранной валюте от нефти, он будет в крайне рискованной ситуации нестабильности цен и спроса на нефть. Посмотрите на то, что происходит в Венесуэле – важно понимать, что очень опасно оказаться в такой ситуации. Умно было бы подумать о разных путях развития. Если, к примеру, рассмотреть Норвегию, как страну, заработавшую огромную сумму на продаже нефти и газа, то норвеги инвестировали эти деньги в диверсификацию экономики, основали национальный фонд благосостояния. Он поддерживает долгосрочную экономику страны. Большая ошибка – использовать деньги от нефти и просто истратить их на большие престижные здания и престижные мероприятия, и я говорю это как выходец из Британии – мы взяли все деньги от наших нефтяных запасов, большие деньги, и истратили их. И теперь у нас осталось очень мало. Поэтому не повторяйте нашей ошибки, будьте умнее.”

Записала Элина Досжанова

--
sincerely,

Elina Doszhanova