*[Enwl-inf] Re: Растения мигрируют на север

1 view

ENWLine

to "ENWL-uni"
Подтверждаю категорически!

Запорожье на 48-й параллели, микроклимат у нас за последние 15-20 лет тоже
приблизился к субтропикам, как ещё раньше в западном Крыму.
Сроки весенней вегетации и цветения многих видов (полагаю, что это все
растения короткого дня) сместились на целый месяц. В первую очередь - из-за
тёплых зим (почва не остывает).
НО в декабре 2012-го случилась ваще сенсация = у нас на Хортице массово
зацвели и успешно отплодоносили перистые ковыли (конкретно знаю = Stipa
ucrainiсa), а с ними - еще видов 10 поздневесенних и раннелетних степных
дикороссов, в т.ч. шалфей степной, колокольчики, вероники и коровяк
фиолетовый. 9 декабря я пробовал спелую шелковицу (правда, это было
единственное известное мне дерево, давшее спелые плоды).
А вот ранние эфемероиды (которые первоцветы) перемен в климате не замечают
пока - зацветают в марте-апреле по старому графику.

Ещё одна климатическая особенность - у нас теперь (последние 3-4 года)
только 3 сезона: жаркое лето (1), теплая осень (2), теплая и относительно
сухая зима (3) и после мартовско-апрельского неустойчивого межсезонья =
сразу жаркое лето (1).

Менее сенсационный, но тоже интересный факт = массовое цветение каштана
конского в сентябре 2010 года в юго-западном Крыму (Вилино, Бахчисарайский
район). Такое повторное сентябрьское цветение некоторых летнецветущих видов
и в нашей степи наблюдается и объясняется, скорее всего, летней диапаузой
(как в пустынях).

На фоне этого продвижения юга на север необъяснимы случаи задержки в Крыму
на лето кедровок Nucifraga caryocatacnes macrorhinchus (в 2008/09 г.). В
т.ч. и у нас в палаточном лагере в Песчаном в наблюдал пару в июле-августе
2009-го (м.п., они с удовольствием кормились алычой). А в августе 2012-го
найдено 10 погибших особей - похоже, что низколетящая стайка на провода
напоролась. А, может, это не и сибирская популяция вовсе, а карпатская,
двинувшаяся на юг и восток?

Успехов!
А.Лёвин