*[Enwl-inf] ECO-HR.4590 (Lev A. Fedorov)

5 views
Skip to first unread message

ENWLine

unread,
Mar 1, 2013, 3:49:50 PM3/1/13
to "ENWL-uni"

Право на благоприятную окружающую среду



КОНТРАСТЫ ЭКОЛОГИИ



В УЗБЕКИСТАНЕ - "ЗЕЛЕНЫЕ" ДОМА



<ЗЕЛЕНЫЕ> ЗДАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ



В финальную стадию вступил проект ПРООН-Глобального экологического
фонда - Правительства Республики Узбекистан <Повышение энергоэффективности
объектов социально-бытового назначения в Узбекистане>. Начат в конце 2009
года, будет завершен в декабре 2014 года. Каковы предпосылки проекта? Что
уже удалось и что будет сделано?



Предпосылки. Анализ ситуации



Приведенные данные в "Анализе ситуации" являются частью обоснования к
проектному документу и подготовлены до начала проекта.



В Узбекистане 49 процентов всего энергопотребления или 17 млн. т.н.э.
(тонна нефтяного эквивалента) в год приходится на здания. Большинство зданий
построено в советский период. На сегодняшний день они превысили срок
эксплуатации и не отвечают современным стандартам. За это время население
Узбекистана выросло с 14 до 27 млн., и к 2015 году оно достигнет 30 млн.
человек. Дети составляют более 30 процентов населения, в связи с этим высок
спрос на услуги образования и здравоохранения. В то же время, количество и
качество имеющихся объектов не отвечает этим требованиям.



В сфере образования - 40 процентов из 9700 существующих школ расположены
в приспособленных помещениях, 8 процентов находятся в аварийном состоянии и
почти 3 процентов эксплуатируются с превышением их проектной мощности. В
сфере здравоохранения - 1336 из 6943 зданий, эксплуатируемых в качестве
лечебно-профилактических учреждений, нуждаются в капитальной реконструкции,
а 565 медицинских учреждений находятся во временных приспособленных
помещениях и нуждаются в новых типовых зданиях. Кроме того, 66 процентов из
них нуждаются в реконструкции систем отопления и горячего водоснабжения.



В целях решения демографических и социальных проблем правительством
Республики Узбекистан начата серия крупномасштабных программ по
реконструкции и строительству общественных зданий, в том числе, школ,
колледжей, детских садов, больниц и спортивных комплексов. Только в 2008 г.
правительство инвестировало почти 450 млн. долл. в строительство и
капитальную реконструкцию школ. Более того, к 2015 году программы,
реализуемые в настоящее время, обеспечат ввод в эксплуатацию 10,8 млн. м2
вновь построенных и реконструированных помещений, что предоставляет огромные
возможности для достижения значительного энергосбережения путем
совершенствования проектирования зданий и строительных технологий.



Тем не менее (напоминаем читателям, что этот текст - из обоснования
проекта, который был запущен в 2009 году. С тех пор произошло немало
изменений, о них будет сказано и ниже по тексту) пока строительные работы
ведутся в соответствии с устаревшими строительными нормами и правилам, а
вопросы энергоэффективности все еще не учитываются при проектировании и
строительстве зданий, что приводит к избыточному энергопотреблению. Таким
образом, здания являются ключевыми объектами для проведения мероприятий по
повышению энергоэффективности, а также стратегии сокращения
энергопотребления в Узбекистане. Основой этого является то, что на здания
приходится 39 процентов от общего объема выбросов парниковых газов всей
страны, связанных со сжиганием топлива.



Проект нацелен на уменьшение энергопотребления и соответствующих
выбросов парниковых газов в общественных зданиях в Узбекистане, в частности,
в сфере здравоохранения и образования.



Целью проекта является стимулирование энергосбережения в рамках текущих
и будущих программ по строительству и реконструкции общественных зданий в
Узбекистане, финансируемых за счет бюджетных средств, посредством пересмотра
существующих строительных норм и правил, наращивания потенциала
соответствующих государственных органов и создания института энергетических
менеджеров, демонстрации интегрированного подхода к проектированию зданий
на примере пилотных объектов. У проекта пять компонентов, которые охватывают
как вновь строящиеся объекты, так и здания, предназначенные для капитальной
реконструкции.



Компонент 1 направлен на совершенствование норм и правил, применяемых к
новым и реконструируемым зданиям, а также на включение требований к
энергоэффективности в процесс проектирования. Компонент 2 ставит своей
задачей создание эффективной системы управления энергопотреблением во всех
целевых общественных зданиях. Компонент 3 нацелен на усиление потенциала
строительного сектора в целях соответствия более строгим требованиям к
энергопотреблению всех типов зданий, включая проектирование и строительные
технологии. Компонент 4 продемонстрирует концепцию интегрированного подхода
к проектированию зданий в двух вновь строящихся и шести реконструированных
зданиях. Компонент 5 направлен на интеграцию результатов проекта в
стандартную практику государственного строительного сектора и
распространение информации о результатах проекта в секторах жилых и
коммерческих зданий.



Исследования технологий, нормативов и стимулов



Зелёное строительство, зелёные здания - это практика строительства и
эксплуатации зданий, целью которой является снижение уровня потребления
энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла
здания: от выбора участка и далее на стадиях проектирования, строительства,
эксплуатации, ремонта и сноса выработавших свой ресурс зданий.



В мире в зеленом строительстве достигнуты значительные результаты. Как
оно внедряется Узбекистане, какие используются технологии, нормативы,
стимулы? Эти вопросы стали ключевыми в исследовании <Зеленые> здания в
Узбекистане: технологии, нормативы и стимулы. Оно было завершено в январе
2012 года. Это - совместная работа Центра экономических исследований
(создан в 1999 году при содействии правительства Республики Узбекистан и
Программы Развития ООН) и проекта <Повышение энергоэффективности в зданиях
социально-бытового назначения в Узбекистане>.



За счет изношенности инженерных коммуникаций, плохой внешней изоляции
корпусов зданий и ряда других проблем энергопотребление в зданиях в 2-2,5
раз превышает соответствующие показатели в развитых странах.



По оценкам специалистов общие потери за счет отсутствия <озеленения>
зданий составляют $2,115 млрд. При этом, суммарные ежегодные затраты,
необходимые для внедрения принципов <зеленого> строительства, существенно
меньше потенциальных выгод. Важность внедрения принципов <зеленого>
строительства подтверждают также перспективы создания эффективной <зеленой>
занятости в этом секторе (15 000 рабочих мест к 2020 году и до 120 000 - к
2050 году). Кроме того, большое значение имеют дополнительные выгоды,
которые могут быть получены за счет налаживания и расширения производства
соответствующих строительных материалов, энергоэффективного оборудования,
развития сопряженных отраслей и создания рабочих мест в этих отраслях.



По мнению экспертов, внедрение <зеленых> зданий сдерживает отсутствие
стимулов и эффективных механизмов для широкого распространения принципов
<зеленого> строительства. В частности, существующая сегодня система
управления энергопотреблением, а также устаревшие нормы, правила и подходы к
строительству зданий не учитывают в полной мере современные требования,
недостаточно стимулируют повышение энергоэффективности в зданиях и, как
следствие, способствуют избыточному потреблению энергии и значительным
сопутствующим выбросам парниковых газов в атмосферу.



Исследуя проблему, эксперты выделили три ключевых направления для роста
энергосбережения: внедрение и широкое распространение энергосберегающих
технологий, совершенствование нормативной базы, а также создание стимулов
для повышения энергоэффективности и более широкого внедрения концепции
<зеленых> зданий.



Повышению энергоэффективности зданий препятствуют значительные потери
тепла вследствие отсутствия тепловой изоляции корпусов зданий, а также
потери энергии в системах горячего водоснабжения, вентиляции, освещения,
использование энергоемких бытовых приборов. В зданиях не используются
технологии возобновляемой энергетики.



Действующие нормы и стандарты энергопотребления в зданиях существенно
отличаются от энергоэффективных норм, используемых в передовой мировой
практике. Необходимо упорядочить систему регулирования и контроль над
соблюдением установленных энергетических стандартов.



Для стимулирования потребителей энергии к энергосбережению в зданиях
предлагается совершенствование тарифной политики для бытовых потребителей,
которое должно сопровождаться мерами социальной защиты малообеспеченных
слоев населения.



Завершены восемь пилотных объектов, что дальше?



К осени 2012 года были завершены восемь пилотных объектов. Проект
<Повышение энергоэффективности объектов социального назначения в
Узбекистане> провел церемонии открытия нескольких школ и врачебных пунктов,
расположенных в Андижанской, Кашкадарьинской, Навоийской, Ферганской,
Ташкентской областях и Республике Каракалпакстан.



Ожидается, что к 2015 году в рамках национальных программ по
строительству и реконструкции общественных зданий будет возведено и
отремонтировано объектов общей площадью более 10,8 миллионов кв.м. Это
предоставляет огромный потенциал для интегрирования принципов
энергоэффективности посредством улучшенного проектирования и технологий.



Проект ПРООН-ГЭФ <Повышение энергоэффективности объектов социального
назначения в Узбекистане> оказывает поддержку правительству в предоставлении
передовых ноу-хау, пересмотре строительных норм.



Напомним, что до начала проекта в нормативных документах отсутствовала
регламентация по разработке специального раздела "Энергоэффективность" в
составе проектной документации зданий и сооружений, что затрудняло
полномасштабное внедрение энергоэффективных решений и технологий. Данный
документ был пересмотрен в ходе реализации проекта.



Приказом Госархитектстроя (партнер проекта) от 13.08.2012 года
утверждено и введено в действие с 1 сентября 2012 года Изменение № 1 к ШНК
1.03.01-08 <Состав, порядок разработки, согласования и утверждения
проектной документации на капитальное строительство предприятий, зданий и
сооружений>. Теперь в составе проектной документации при разработке
инвестиционных проектов на капитальное строительство и реконструкцию зданий
и сооружений регламентируется разработка специального раздела
<Энергоэффективность>.



Разработка раздела <Энергоэффективность> осуществляется проектной
организацией. При необходимости, к разработке этого раздела привлекаются
соответствующие организации, отдельные специалисты и эксперты. Органы
экспертизы должны будут осуществлять экспертизу проектно-сметной
документации с учетом вновь вводимого раздела.



По сути дела, все проектные организации обязаны системно внедрять все
переработанные энергоэффективные нормативы.



Будет <зеленый> сельский дом



Дан старт началу строительства пилотного энергоэффективного сельского
дома в Ташкентской области. 15 февраля 2013 года решение об этом принято в
информационно-аналитическом департаменте по вопросам коммунальной сферы,
транспорта, капитального строительства и стройиндустрии Кабинета Министров
Республики Узбекистан.



Соответствующие указания о проектировании и со-финансировании
строительства первого пилотного сельского дома в Ташкентской области
направлены в Госархитектстрой, специализированный банк по финансированию
строительства сельского жилья <Кишлоккурилишбанк>, в службу единого
заказчика <Кишлоккурилишинвест>, в проектный институт <Кишлоккурилишлойиха>
и в проект <Повышение энергоэффективности объектов социально-бытового
назначения в Узбекистане>.



Задача проекта <Повышение энергоэффективности объектов социального
назначения в Узбекистане> - выполнить контрактные процедуры для
проектирования энергоэффективного дома. Предполагается сотрудничество с
экспертами из Организации по санации в Восточной Европе (IWO, Германия). Уже
получено согласие этой организации на предоставление консультационных услуг
на безвозмездной основе.



Наталия ШУЛЕПИНА



shul...@bk.ru, 24 февраля 2013 г.,
http://sreda.uz/index.php?newsid=960



В ДЗЕРЖИНСКЕ - ГРЯЗНАЯ ВОДА



ТОКСИЧНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ ВБЛИЗИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ В
ДЗЕРЖИНСКЕ



Город Дзержинск - один из центров химической промышленности России, на
территории которого расположено 43 крупных и средних предприятий. Среди них
акционерные общества "Сибур-Нефтехим", "Заря", "Синтез", "Оргстекло",
"Пластик", "Авиабор", "Дзержинскхиммаш", ООО "Корунд", <Капелла>,
<Тосол-Синтез>, ФКП "3-д им. Свердлова" и другие предприятия, производящие
химическую продукцию, резиновые и пластмассовые изделия. С 30-х по 80-е гг.
основное развитие в городе получила химическая промышленность. За этот
период были введены в эксплуатацию ОАО <Заря> (1937 г.), ОАО <Капролактам>,
ОАО <Оргстекло>, Игумновская ТЭЦ (1939 г.), ОАО <Синтез> (1941 г.), ОАО
<Пластик> (1965 г.).



На территории городского округа помимо известных государственным
природоохранным органам объектов размещения промышленных отходов (26
шламонакопителей, свалок, отстойников) имеется такое же количество
неучтенных источников несанкционированного размещения промышленных отходов.
Дополнительно к этому имеется ряд иcточников загрязнения окружающей среды
мышьяком, ртутью, свинцом, тэтраэтилсвинцом, ПХБ. Серьезно беспокойство
вызывает наличие на территории городского округа районов, загрязненных
промышленными токсикантами, где местное население, жители города собирают
ягоды и грибы. Владельцы индивидуальных хозяйств и коллективных
садоводческих товариществ (кооперативов) поливают свои участки водой из
загрязненных подземных водоносных горизонтов или водоемов, в которые
химические вещества попадают из находящихся по соседству накопителей
промышленных отходов.



Выше по потоку от поселков расположены крупные очаги загрязнения
подземных вод: шламонакопитель <Белое море>, открытый коллектор Волосяниха,
свалки промышленных отходов АО <Капролактам> и АО <Синтез>, которые
существенно влияют на качество подземных вод. По результатам наблюдений
подземные воды не соответствуют требованиям ГОСТ и СанПиН и не могут
использоваться для хозяйственно-питьевого водоснабжения.



С промышленных предприятий и из жилфонда города сброс сточных вод
осуществляется в р. Волга с предварительной очисткой этих вод на
общегородских очистных сооружениях. В р. Ока имеются две точки сброса:
через канал Дзержинской ТЭЦ (2 выпуска) ведет сброс само предприятие и ООО
<Корунд> с 1920-х. также, через канал Волосяниха и систему
прудов-отстойников - Игумновское производство Дзержинской ТЭЦ, с конца
1930-х. В р. Пыра сбрасываются продувочные воды ТЭЦ ФКП <Завод им. Я.М.
Свердлова> и осветленная вода со шламонакопителя Тепловского водозабора.



С 1999 г. до середины 2000-х на территории города действовала
<Комплексную программу экологического мониторинга г. Дзержинс-ка>. По данным
предприятий, в которых учитываются только вещества, используемые в качестве
сырья и образующиеся в виде товарной продукции, в атмосферу города
выбрасывается более 200 химических соединений, из которых более 40%
относятся к веществам 1 и 2 класса опасности, а 42 % веществ не имеют класса
опасности.



В рамках проекта проведен отбор проб поверхностных вод и донных
отложений из малых водоемов (озера, речки, каналы), почв для оценки уровней
их загрязнения токсичными металлами (ртуть, свинец, мышьяк, кадмий, цинк,
никель ), а также ПХБ.



Учитывая, что качество поверхностных вод и, в первую очередь, донных
отложений некоторых водоемов на территории г.Дзержинска ранее не
обследовались совсем, или обследовалось 20-30 лет назад, подобное
исследование является уникальным. Оно особенно важно в связи с подготовкой
проекта по подъему уровня Чебоксарского водохранилища на р. Волга с отметки
63 м. до 68 м. Экологически опасный и экономически сомнительный проект
подъема уровня Чебоксарского водохранилища затрагивает Республики Чувашию,
Марий-Эл и Нижегородскую область. Причем, одним из наименее исследованных
вопросов этого проекта является подъем грунтовых вод при подъеме
водохранилища в районе существующих многолетних известных и неизвестных
захоронений химических отходов Дзержинского промрайона.



В ноябре 2012 - январе 2013 г.г. проведено независимое обследование
уровней загрязнения поверхностных водных объектов и грунтов на территории
г.Дзержинска, попадающих в зону подтопления Чебоксарского водохранилища, и
прилегающих территорий. Образцы донных отложений, почв и поверхностных вод
анализировались в двух аккредитованных аналитических лабораториях на
полихлорированные бифенилы (ПХБ), ртуть, мышьяк, свинец, медь, цинк, никель,
кадмий, хлориды, цианиды.



Результаты проведенных исследований выявили в донных отложениях озер
Б.Телятьево и Долгое, входящих в систему канала Волосяниха, высокие
концентрации мышьяка, ртути и свинца. Также, в обоих водоемах продолжает
фиксироваться ПХБ. Источником многолетнего загрязнения канала Волосяниха
этими токсикантами в период с 1936-1995 г.г. являлись предприятия: завод
<Капролактам> (быв. <Заводстрой>), АО <Синтез> (быв. заводы <Ява> и <Ока>),
Игумновская ТЭЦ, АО <Авиабор> (быв. <ГНИИХТЭОС>).



Мышьяк и ПХБ были обнаружены в донных отложениях озера Гнилое. Источник
загрязнения - ранее существовавшие коллектора ЧХЗ (ныне ООО <Корунд>). В
воде карьера <Белое море>, находящегося ниже по потоку движения грунтовых
вод, от одноименного шламонакопителя к поселкам выявлено превышение
нормативов по хлоридам.



Также, мышьяк в концентрациях, превышающих нормативы, зафиксирован в
оз.Среднее, в ежегодно затапливаемой пойме р.Ока. В этот водоем являющийся
местом массового отдыха горожан, а также детей из расположенного рядом
реабилитационного центра, ранее попадали воды из промзоны, в том числе,
содержащие загрязняющие вещества от шламонакопителя <Белое море> и
промплощадки завода <Капролактам>.



Источники загрязнения на данном участке: функционировавшие ранее на
территории завода <Капролактам> (подразделение компании <Сибур>)
производства хлора и каустика методом ртутного электролиза,
мышьяксодержащего боевого отравляющего вещества - люизита, ряда
хлорорганических продуктов. В болоте, между каналом Волосяниха (ниже по
течению завода <Капролактам> и 2-й площадкой <Синтеза>) выявлены превышения
ртути и мышьяка.



В донных отложениях оз.Боровое и р.Вьюница, протекающей по границе с
Н.Новгородом, выявлены превышения нормативов по мышьяку и цинку. В
оз.Щелоково и карьере возле пос.Свердлова найдены кадмий, свинец, никель и
цинк.



Все обследованные водоемы (например, оз.Боровое и др. впервые) являются
местами отдыха рыбаков и охотников. Из которых многие употребляют в пищу
свои трофеи.



Донные отложения исследовались как одни из основных индикаторов для
выявления состава, интенсивности и масштаба техногенного загрязнения. Донные
отложения являются источником загрязнения водной фазы и токсического
воздействия на живые организмы.



Особенно это актуально в зонах влияния промышленных центров или крупных
городов. В речках, каналах и озерах в которые сбрасываются промышленные и
ливневые стоки или твердые промышленные отходы (как например в озеро возле
пос.Свердлова и оз.Щелоково в г.Дзержинске) в результате этого формируется
новый тип отложений - техногенные илы. Причем, именно техногенные илы
являются основными концентраторами накопившихся в результате хозяйственной
деятельности загрязняющих веществ.



Все выявленные в ходе проекта в водоемах на территории г.Дзержинска
загрязняющие вещества относятся к 1-2 классам опасности, чрезвычайно опасные
и высокоопасные вещества.



enwl.b...@gmail.com, 27 февраля 2013 г.






***************************************************************************************************
*
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность". Редактор и
издатель Лев А.Федоров. *
* Каждый получатель бюллетеня лично запросил его присылку. Отказ от
получения осуществляется *
* по E-mail: lef...@gmail.com.
*
*****************************************************************************************************
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83. Тел.
(8-499)-129-05-96. "UCS-PRESS" 2013 г. *
*
*
*****************************************************************************************************

##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######*********************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.4590 27 февраля 2013 г. ****************##
##################################################################



From: "Lev A. Fedorov" <lef...@gmail.com>
Sent: Wednesday, February 27, 2013 12:18 PM
Subject: ECO-HR.4590 (Lev A. Fedorov)


------------- * ENWL * ------------
Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
Independent Environmental Net Service: http://www.bellona.ru/enwl/
Russian: ENWL(discussions), ENWL-inf(FSU information), ENWL-misc(any topics)
English: ENWL-eng (world information)
en...@lew.spb.org, enwl...@lew.spb.org, en...@lew.spb.org, en...@lew.spb.org
Subscription, Moderator: vf...@lew.spb.org or en...@enw.net.ru
Archive: http://enwl.bellona.ru/pipermail/
and http://groups.google.com/group/enwl/
SEE ALSO: http://www.bellona.org (English)and http://www.bellona.ru
(Russian)
RSS: http://groups.google.ru/group/enwl/feeds?hl=ru
(C) Please refer to exclusive articles of ENWL
-------------------------------------
ONLY if your address is subscribed:
Enwl-inf mailing list
Enwl...@enwl.bellona.ru
http://enwl.bellona.ru/cgi-bin/mailman/listinfo/enwl-inf

Reply all
Reply to author
Forward
0 new messages