*[Enwl-inf] ECO-HR.4655 (Lev A. Fedorov)

2 views
Skip to first unread message

ENWLine

unread,
May 8, 2013, 3:44:04 PM5/8/13
to "ENWL-uni"

Право на свободу



ПУТИН РЕЗВО ДВИЖЕТСЯ В СТОРОНУ ТУРКМЕНБАШИ



(а там и до Джугашвили недалеко)



РОССИЯ ПУТИНА



ЭКОЛОГИ



Заявление Гринпис России по поводу признания экологических организаций
<иностранными агентами>



С начала 2013 года после поручения Президента органами прокуратуры
проводятся массовые проверки некоммерческих организаций. Проверкам, в том
числе, подверглось и большое количество общественных экологических
организаций.



По результатам проверок, у большинства экологических организаций не было
выявлено серьёзных нарушений (по крайней мере, так заявляли сами
проверяющие).



Однако, за первой волной проверок, последовала вторая, по результатам
которой многие организации получили представления или предостережения
органов прокуратуры о том, что они являются <иностранными агентами> и должны
зарегистрироваться в качестве таковых в соответствующем реестре. В противном
случае их руководители могут быть привлечены к ответственности, вплоть до
уголовной.



Представления или предостережения получили: Иркутская региональная
общественная организация <Байкальская экологическая волна>, Амурская
областная общественная экологическая организация <АмурСоЭС>, Челябинский
региональный благотворительный фонд <За природу>, Хабаровская краевая
благотворительная общественная организация <Зелёный дом>, Сибирский
экологический центр (Новосибирск), РОО <СПОК> (Петрозаводск), Кольский
экологический центр и Кольский центр охраны дикой природы (Мурманская
область), Амурский экологический клуб <Улукиткан>, Фонд <Феникс>
(Владивосток), Общественная организация <Школа экологии души "Тенгри">
(Республика Алтай), Ассоциация ООПТ Республики Алтай, Центр экологического
просвещения Республики Саха (Якутия) <Эйге> (Якутск).



Такие действия органов прокуратуры c точки Гринпис России грубо нарушают
действующее законодательство.



Основанием для признания прокуратурами экологических организаций
<иностранными агентами> является наличие в их уставах пункта о праве
участвовать в выработке решений органов государственной власти в их сфере
деятельности, что, по их мнению, является <политической деятельностью>.



Эти положения устава основываются на норме Конституции РФ, согласно
которой <граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно, так и через своих представителей>.



Согласно Закону <Об охране окружающей среды> хозяйственная и иная
деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, основывается на принципе участия граждан, общественных и
иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.



Кроме того, согласно этому закону общественные и иные некоммерческие
объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды,
имеют право <участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и
иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на
окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан>.



Согласно Основам государственной политики в области экологического
развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ
30.04.2012) при реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан,
общественных объединений, некоммерческих организаций в решении вопросов,
связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической
безопасности, одним из механизмов является <участие общественных объединений
и некоммерческих организаций в разработке, обсуждении и принятии решений в
области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а
также в природоохранной деятельности>.



К сожалению, российское государство, а также гражданское общество в
России ещё не настолько развиты, чтобы общественные организации могли в
полном объёме осуществлять свою уставную деятельность за счет российских
источников, в связи с чем, они вынуждены получать финансирование из-за
рубежа, при строгом соответствии с действующим российским законодательством
(что и показали прокурорские проверки).



Получается, что для выполнения положений Конституции и федеральных
законов, экологические организации должны становиться иностранным агентами.



Поскольку абсурдность этого стала очевидна даже разработчикам закона об
<иностранных агентах>, в закон при его доработке были внесены уточнения,
согласно которым, <некоммерческая организация, признается участвующей в
политической деятельности, если она участвует в организации и проведении
политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами
решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики,
а также в формировании общественного мнения в указанных целях.



Однако, никаких политических акций прокуроры не нашли, поэтому их мнение
относится только на положениях уставов НКО.



При этом, к политической деятельности не относится деятельность в
области защиты растительного и животного мира, благотворительная
деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности
и добровольчества.



Именно этим и занимаются экологические организации. Тем не менее,
прокуратуры скопом поспешили назначить наиболее активные региональные
экологические организации <иностранными агентами>.



Интересно, что по информации некоторых работников прокуратуры,
проводивших проверку, первоначально они сообщили руководству, что нарушения
не выявлены, однако, 22 апреля Генеральная прокуратура разослала по
прокуратурам субъектов РФ поручение дополнительно проверить НКО и всё-таки
найти <незарегистрированных агентов>.



В связи с этим, Гринпис России: - требует от Генеральной Прокуратуры
Российской Федерации незамедлительно отозвать выданные предостережения
(представления) о регистрации в качестве иностранных агентов общественных
экологических организаций. - просит Общественную палату РФ, Совет по
развитию гражданского и правам человека при Президенте РФ, Уполномоченного
по правам человека РФ взять под контроль ситуацию с прокурорскими
проверками общественных экологических организаций и не допустить
необоснованных претензий к ним.



Гринпис России также обращает внимание органов прокуратуры, что рвение,
с которым они занялись проверкой НКО, было бы неплохо употребить на борьбу c
продолжающимся ростом экологических правонарушений, в том числе совершаемых
органами власти и местного самоуправления.



В качестве примера, можно привести ситуацию с российскими объектами
всемирного природного наследия, где ведется незаконная хозяйственная
деятельность.



Так, на объекте всемирного наследия <Девственные леса Коми> третий год
незаконно ведется разведка золоторудного месторождения <Чудное>. Хотя
Генеральная прокуратура признала это незаконным, никаких мер по остановке
работ и восстановлению целостности парка не принято.



На объекте <Золотые горы Алтая> два года ведутся незаконные
изыскательские работы по строительству газопровода <Алтай>. Хотя незаконными
Прокуратура Республики Алтай признала их ещё в 2011 году, никаких мер к
нарушителям принято не было, а в 2012 году Правительство Алтая незаконно
разрешило строительство газопровода на территории природного парка <Зона
покоя "Укок">.



На Кавказе, в Сочинском заказнике и Кавказском заповеднике (объект
всемирного наследия <Западный Кавказ>) начались работы по незаконному
строительству дороги к несуществующей метеостанции.



По всем этим вопросам Гринпис обращался в органы прокуратуры, но решения
до сих пор не приняты, а разрушение уникальных природных комплексов
продолжается.



Гринпис призывает органы прокуратуры, не оказывать давление на
экологические организации безосновательно, а максимально эффективно
использовать их потенциал для осуществления надзора за соблюдением
природоохранного законодательства, как это предусмотрено утверждённой
Президентом РФ государственной политикой в области экологического развития.



enwl.b...@gmail.com, 1 мая 2013 г.



ПРАВОЗАЩИТНИКИ



Прокуратура: Правозащитный центр "Мемориал" - иностранный агент



30 апреля 2013 года Правозащитный центр <Мемориал> получил от московской
городской прокуратуры <представление>, согласно которому надлежит в месячный
срок устранить <нарушения федерального законодательства>, якобы выявленные в
ходе проверки организации. То есть - зарегистрироваться в качестве
<иностранного агента>.



Прокуратура зачем-то отмечает уставные цели организации - предание
гласности сведений о нарушениях прав и свобод, раскрытие правды о
преступлениях тоталитарных режимов, о террористических методах управления
обществом, изучение массовых нарушений прав человека, содействие защите лиц,
подвергающихся преследованиям по политическим мотивам или незаконным
репрессиям, и другие. Непонятно, где в этих уставных целях прокуратура
усмотрела <нарушения>.



Особое внимание проверяющих привлекли программы, занятые мониторингом
политически мотивированных административных задержаний и уголовных
репрессий. Фаза <российское законодательство не предусматривает каких-либо
виновных деяний, совершенных по политическим мотивам>, - настоящий крик
прокурорской души. Не предписано - значит, не существует!



Больше всего в <представлении> говорится о проекте <ОВД-инфо>. Будучи
создан в декабре 2011 года группой журналистов, он занимался мониторингом
политических задержаний на публичных мероприятиях. На сведения <ОВД-инфо>
опираются в своих публикациях сотни российских СМИ. Его аналитические
материалы легли в основу глав о свободе собраний в России в докладах
Amnesty International, Human Rights Watch, Московской Хельсинкской группы,
ассоциации АГОРА и др. Возникнув как неформальное объединение граждан, с 1
февраля 2013 года <ОВД-инфо> сотрудничает с ПЦ <Мемориал>, реализуя проект
по мониторингу задержаний в российских регионах. <ОВД-инфо> изначально
подчеркивал свою аполитичность, не участвуя в протестных акциях и не
организуя их. Утверждение прокуратуры, будто работа <ОВД-инфо> в рамках ПЦ
<Мемориал> якобы связана с <проведением публичных мероприятий и иной
политической деятельностью>, не соответствует действительности.



Столь же безосновательны и прочие <доказательства> якобы <политической
деятельности>, содержащиеся в прокурорском <представлении>. ПЦ <Мемориал>
не намерен признавать себя <иностранным агентом> и обжалует прокурорское
<представление> после тщательного его изучения.



Ранее органы прокуратуры уже вынесли предостережения двум региональным
<мемориальским> организациям: Рязанскому историко-просветительскому и
правозащитному обществу <Мемориал> и Коми правозащитной комиссии <Мемориал>.



В предостережении рязанскому <Мемориалу> прокуратура указывает, что,
согласно уставу организации, основные ее цели - <утверждение прав личности в
государственной практике и общественной жизни путем направленного
воздействия на общественное сознание для построения в России
демократического правового государства и развитого гражданского общества>.
Для достижения этих целей организация может <проводить митинги, собрания,
шествия, демонстрации и т.п. в порядке, предусмотренном законодательством>.



Коми правозащитной комиссии <Мемориал> зампрокурора республики указал,
что, согласно уставу, одна из ее задач - участие в разработке
законопроектов, выработке решений органов власти, формирование предложений
и рекомендаций органам власти в сфере защиты прав и свобод граждан, борьбы с
коррупцией и административным произволом. Также прокуратура указала, что
<члены организации участвовали в 2011-2012 годах в публичных и политических
акциях, в том числе протестного характера, в целях воздействия на принятие
государственными органами соответствующих решений>.



Это позволило прокуратуре утверждать, что в уставах организаций якобы
<фактически задекларирована возможность участия в политической
деятельности>. Поскольку обе организации получают финансирование из-за
рубежа и не зарегистрировались в <реестре некоммерческих организаций,
выполняющих функции, выполняющих функции иностранного агента>, региональные
прокуратуры предостерегли их о недопустимости нарушения закона.



Понять, что конкретно требуют от этих НКО органы прокуратуры, из текстов
<предостережений> практически невозможно.



pr...@memohrc.org, 30 апреля 2013 г.



Признание <Голоса> иностранным агентом в судебном порядке - возврат к
сталинским традициям приговоров по абсурдным основаниям



Заявление партии "ЯБЛОКО"



Признание <Голоса> иностранным агентом в судебном порядке - возврат к
сталинским традициям приговоров по абсурдным основаниям



Вчера мировая судья Е.Н. Семенченок приняла два административных решения
в отношении ассоциации <ГОЛОС> и ее исполнительного директора Лилии
Шибановой.



Ассоциация должна будет выплатить штраф в размере 300 тыс. руб., Лилия
Шибанова в размере 100 тыс. руб. за не включение ассоциации <ГОЛОС> в реестр
организаций выполняющих функции иностранного агента. На суде защита <ГОЛОСа>
доказала, что организация не получала финансовой части Сахаровской Премии
Свободы в сумме 7728,40 Евро и не использовала ее.



Наблюдение на выборах - коллективная реализация активного избирательного
права каждого гражданина, что подтверждает и решение Конституционного суда.



Бездоказательные и абсурдные решения суда, как и само определение
<иностранного агента> - сталинская отрыжка нашей судебной системы.



Очевидно, что судебное решение должно создать прецедент, доказывающий
существование т.н. <иностранных агентов> среди НКО. <Голос> был выбран
первой жертвой, потому бьет в самое больное место властей, наглядно
показывает, что выборы фальсифицируются, и сама власть - нелегитимна.



Партия <ЯБЛОКО> рассчитывает на разумные и правосудные решения судов на
этапе обжалования, в противном случае доверие граждан к судебной системе
будет еще больше подорвано, а разрыв власти и общества увеличится.



Председатель партии С.С. Митрохин



Пресс-служба партии Яблоко, yako...@yabloko.ru, 26 апреля
2013 г. 20:06



Как стало известно "Ъ", прокуратура требует от крупной правозащитной
организации "Агора" зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В
ведомстве считают, что некоммерческая организация (НКО), получающая
финансирование из-за рубежа, занимается политической деятельностью - на
безвозмездной основе защищает участников протестного движения.
Представители "Агоры" себя иностранными агентами не считают и
регистрироваться в Минюсте отказываются.



В офис правозащитной организации "Агора", юридический адрес которой
зарегистрирован в Казани, поступило представление прокуратуры Татарстана
(имеется в распоряжении "Ъ"). В нем говорится, что ее руководство нарушает
новый закон о НКО. Деятельностью организации прокуроры заинтересовались в
рамках массовой проверки НКО, которая идет с конца февраля. Как говорится в
документе, иностранное финансирование "Агора" получает на протяжении
нескольких лет. В 2012 году на счет НКО было переведено в общей сложности
более 13 млн руб. Фактически, считают в прокуратуре, "Агора" выполняет
функции иностранного агента, так как получает финансирование из-за рубежа и
при этом занимается политической деятельностью.



Межрегиональная правозащитная ассоциация "Агора" начала свою работу в
2005 году. Основные направления ее работы - защита пострадавших от
незаконных действий сотрудников полиции, гражданских активистов, блогеров,
а также больных ВИЧ. Организация получает финансирование как в РФ, так и
из-за рубежа: от Фонда Макартуров, фонда Internews , института "Открытое
общество" (Фонд Сороса). Юристы организации принимали участие в таких
резонансных делах, как дело о полицейском насилии в ОВД "Дальний", а также
добились оправдания одного из антифашистов, обвиняемых в участии в нападении
на администрацию Химок.



Политическую составляющую прокуроры увидели в работе юристов НКО во
время начавшихся в декабре 2011 года массовых акций протеста в Москве. Во
время акций "За честные выборы" правозащитники оказывали юридическую помощь
активистам, попавшим в ОВД, а сейчас защищают ряд фигурантов так называемого
"болотного дела", возбужденного по итогам стычек участников "Марша
миллионов" с полицией 6 мая 2012 года. "Таким образом, осуществляемая на
постоянной основе деятельность "Агоры" по содействию политическим
активистам в недопущении их к юридической ответственности является участием
в политических акциях и, следовательно, политической деятельностью",-
делают вывод прокуроры. НКО рекомендовано немедленно зарегистрироваться в
Минюсте в качестве иностранного агента, в противном случае ей грозит штраф
500 тыс. руб. или закрытие.



Представители "Агоры" с претензиями прокуратуры не согласны и
регистрироваться в качестве иностранных агентов не собираются. "В январе
2013 года члены ассоциации "Агора" на общем собрании приняли дополнение к
уставу, в котором не предусматривалось участие в политической деятельности.
Более того, организация не связывает себя с какими-либо политическими
движениями",- заявил "Ъ" глава НКО Павел Чиков. По его словам, еще в октябре
2012 года на личном приеме в республиканском управлении Минюста он задавал
вопрос о статусе организации, и чиновники ответили ему, что регистрировать
НКО в качестве иностранного агента не нужно. Кроме того, в п. 6 ст. 2
закона "О некоммерческих организациях" прямо говорится, что "деятельность по
оказанию правовой помощи гражданам не может признаваться политической". А,
согласно ст. 11 закона "О собраниях, митингах и демонстрациях", защита
участников уличных акций по делам об административных правонарушениях не
считается участием в них.



В прокуратуре Вахитовского района Казани, которая проверяла "Агору",
прокомментировать представление не смогли. Ответственная за проверки НКО
зампрокурора Елена Гавриленко оказалась в отпуске. В прокуратуре Татарстана
вчера также комментировать ситуацию не стали.



Напомним, что первой организацией, к которой были применены санкции за
нарушение закона о НКО, стала ассоциация "Голос", готовящая наблюдателей на
выборах. Она была оштрафована в общей сложности на 400 тыс. руб. Также
иностранными агентами прокуратура считает еще как минимум 17 организаций в
14 регионах РФ. Отметим, что мониторинг прокурорских проверок НКО и
оказание им юридической помощи ведет именно организация "Агора".



http://www.kommersant.ru/doc/2182309



ТУРКМЕНИЯ



Власти в Туркмении ещё 10 лет назад придушили местных общественников,
так что есть кое-какой опыт. Однако надо учитывать, что Туркменистан по
уровню демократии - в первой десятке стран (с конца), а Россия всё-таки ещё
посередине. И у нас есть шансы не просто выжить, но и победить. Но для
этого надо правильно ориентироваться на местности.



Аргументация в Туркмении была похожая, по крайней мере в частных
разговорах с чиновниками и КНБшниками: "гранты - это не просто так, а в
обмен на информацию" и "госдеп вас учит оранжевые революции устраивать".
Источник этой совковой паранойи один - это сообщество бывших КГБшников,
которые весь мир видят через призму борьбы спецслужб. Кроме того,
чиновников бесит, что какие-то деньги (а также уважение и почёт) проходят
мимо их контроля. Распределение зарубежных грантов всегда происходило
намного справедливее, чем российских - и вот тут очень важно собрать факты
(а не слухи!) об откатах, взятках и блате при получении российских грантов.



После судебного закрытия ведущих туркменских ОО и прекращения
регистрации новых, западные фонды в ответ придумали давать гранты
"сообществам", которые не требовали регистрации. Государство нашло выход:
потребовали регистрировать сами гранты, обложив его кучей бюрократии,
причем с регистрацией обычно тянули до тех пор, пока срок проекта не
заканчивался. Видя такое дело, посольство США и Каунтерпарт стали выдавать
гранты наличными сразу после соблюдения заявителем основных процедур, не
дожидаясь регистрации. Что касается фондов за пределами Т-стана, то они и не
прекращали помощи, не обращая внимания на регистрацию, наличие счета и
прочих атрибутов. То есть Запад в принципе готов следовать внутреннему
законодательству получателей, пока оно остаётся в рамках здравого смысла, и
идёт навстречу НКО, если законодательство становится репрессивно-удушающим.



Ответом государства было усиление оперативно-разыскной деятельности и
репрессий, причем не было ни одного случая изъятия незарегистрированных
грантовых средств или наказания за работу без регистрации - активистов
запугивали, а также сажали по сфабрикованным или реальным уголовным
статьям, не связанным с общественной работой. Мой случай вы знаете, но были
и другие активисты, которых втихую осудили и посадили (шума не было, потому
что они предпочли не бодаться с властями, а отсидеть и выйти по помилованию
через несколько месяцев). Самых откровенных оппозиционеров и
правозащитников просто выдавили за границу. Ну, а некоторых удалось запугать
или уговорить на сотрудничество. Впрочем, насколько мне известно,
сотрудничество не всегда спасало от последующих посадок - надо же план
выполнять по "активным действиям".



Сейчас в Туркменистане остались считанные единицы активистов, которые
умудряются получать гранты и выполнять какую-то полезную работу. Критические
публикации и социально-политическая аналитика внутри страны невозможны.



Успешное удушении общественников стало возможным благодаря следующим
факторам (сами сравните с Российской действительностью: - отсутствие со
стороны Т-стана военной и политической угрозы для Запада, сырьевой характер
страны и ее важное географическое расположение (рядом - Иран и
Афганистан) - из-за этого позиция Запада была недостаточно жёсткой; -
негласная политическая поддержка режима со стороны России-Газпрома; - низкий
образовательный уровень, бедность, покорность и даже трусливость
большинства населения при сильной дотационной политике государства
(бесплатный газ и тп); - информационная изолированность - малодоступный
интернет с политической фильтрацией, цензура в СМИ и трудность выезда за
пределы страны для большинства жителей при массированной
государственной пропаганде и культе личности. - раздутости штатов МНБ и
полиции и в целом спокойной внутриполитической обстановке, из-за чего у
правоохранителей хватало сил заниматься общественниками; - эмиграционная
готовность большинства активистов и их отъезд за пределы Т-стана.



В то же время ликвидация Дашэкоклуба и других групп прошла очень мягко -
без конфискаций имущества и без нервотрёпки, при явном сочувствии
госчиновников. При этом МНБшники сумели убедить многих госслужащих в том,
что Тухбатуллин, Затока и др. - плохие, потому что "доллары получают и в
интернете очерняют Туркменистан".



И ещё важный момент: в Туркмении не принято гнобить людей сверх меры.
Есть, конечно, и среди ментов садисты, но их не много и погоды они не
делают. И на Президента Туркмении можно воздействовать массовыми акциями
из-за границы.



Что ждать от Путинской вертухали в дальнейшем?



Усиления репрессий по всем направлениям при демонстративном
игнорировании Запада - типа "мы крутые". Да, ядрёная дубинка есть, но она
не поможет, когда начнёт расширяться список Магнитского. Сейчас америкосы
пробуют, как он будет работать, и если получится - то будут его дополнять,
и Европа подключится, и чем успешнее пойдёт добыча сланцевого газа, тем
жёстче будет их позиция по отношению к Путину - потому что им не нужна
ядерная диктатура под боком...



По стратегии... - нужно больше давать информации о своей работе и
создавать позитивный имидж в народе. Но есть часть народа, с которой нужно
работать особо - это средние чиновники и правоохранители. Они ближе к
простому народу, и именно от них зависит, КАК будет выпонена команда
"фас!": будут ли они душить с фанатизмом и перегибами, либо наоборот
помогать, подсказывать и прикрывать. Любой приказ сверху действует, пока
его выполняют. Но никакой диктатор не в состоянии отследить лично его
выполнение. И если пробуксовывает борьба с распилом бюджета, то так же
может уйти в свисток и борьба с общественниками, но уже в положительным
результатом. Короче говоря, надо воздержаться от оскорбления
чиновников-исполнителей, а напротив - путем общения, объяснения и убеждения
пробуждать в них совесть и ответственность и склонять к саботажу идиотских
приказов, попирающих законы и конституцию.



А.Затока, enwl.b...@gmail.com, 2 мая 2013 г.


***************************************************************************************************
*
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность". Редактор и
издатель Лев А.Федоров. *
* Каждый получатель бюллетеня лично запросил его присылку. Отказ от
получения осуществляется *
* по E-mail: lef...@gmail.com.
*
*****************************************************************************************************
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83. Тел.
(8-499)-129-05-96. "UCS-PRESS" 2013 г. *
*
*
*****************************************************************************************************



##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######*********************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.4655 3 мая 2013 г. ****************##
##################################################################



From: "Lev A. Fedorov" <lef...@gmail.com>
Sent: Friday, May 03, 2013 4:07 PM
Subject: ECO-HR.4655 (Lev A. Fedorov)


------------- * ENWL * ------------
Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
Independent Environmental Net Service: http://www.bellona.ru/enwl/
Russian: ENWL(discussions), ENWL-inf(FSU information), ENWL-misc(any topics)
English: ENWL-eng (world information)
en...@lew.spb.org, enwl...@lew.spb.org, en...@lew.spb.org, en...@lew.spb.org
Subscription, Moderator: vf...@lew.spb.org or en...@enw.net.ru
Archive: http://enwl.bellona.ru/pipermail/
and http://groups.google.com/group/enwl/
SEE ALSO: http://www.bellona.org (English)and http://www.bellona.ru
(Russian)
RSS: http://groups.google.ru/group/enwl/feeds?hl=ru
(C) Please refer to exclusive articles of ENWL
-------------------------------------
ONLY if your address is subscribed:
Enwl-inf mailing list
Enwl...@enwl.bellona.ru
http://enwl.bellona.ru/cgi-bin/mailman/listinfo/enwl-inf

Reply all
Reply to author
Forward
0 new messages