Неон

Данилов

Мюнхен. Склады мюнхенского производителя электроники Катека заполнены до
краев, но с полуфабрикатной электроникой. Из-за отсутствия отдельных
чипов главе совета директоров Райнеру Коппицу приходится складывать в
кучу дорогостоящие контроллеры и ценные зарядные устройства. Это
связывает миллионы евро и расстраивает клиентов, которые с нетерпением
ждут товара.

Улучшения не предвидится:“ Я скептически отношусь к следующим двум
кварталам", - говорит Коппиц. Война на Украине, а также продолжающаяся
пандемия даже усугубят нехватку чипов. "Ситуация снова стала более
непредсказуемой", - объясняет менеджер.

Коппиц считает, что в ближайшие несколько месяцев производителям чипов
будет не хватать готовых продуктов из России и Украины. В частности, о
благородном газе неоне беспокоится полупроводниковая индустрия. „Теперь
все еще есть запасы неона", - говорит Саша Бюттерлинг, глава отдела
поставок в Германии. "Но в долгосрочной перспективе это станет проблемой"

Согласно расчетам информационного агентства Reuters, на основе данных
исследовательской фирмы Techcet от украинских поставщиков Ingas и
Cryoin, от 45 до 54 процентов мирового производства газа приходится на
украинские компании. По словам пресс-секретаря, две компании прекратили
свою деятельность после начала российского наступления. Ingas базируется
в особенно конкурентном городе Мариуполь и, по его собственным словам,
также производит для компаний в Германии.

On 3/13/2022 12:07 PM, Данилов wrote:

> все еще есть запасы неона", - говорит Саша Бюттерлинг, глава отдела

Русский неон, иди нахуй.

⁹⁹⁹√ulcаn

> [...]
> в особенно конкурентном городе Мариуполь и, по его собственным словам,
> также производит для компаний в Германии.

а зачем свинособаки разъебали мариуполь?

Sergey Kubushyn

Неон то фигня. А вот когда кляти москали таки решат, что пришла пора
перестать продавать сапфировые подложки для микросхем, тогда нонешний
глобальный дефицит покажется мелкими неудобствами по сравнению с.

Все сложные и большие ИС, включая все интеловские и AMDшные процессоры,
делаются на сапфировых подложках высокой чистоты и однородности. Россия
производит 80%, весь остальной мир 20%. Чтоб два раза не вставать, немцам с
их Рентгеном^W^W^W^Wвсяким, прости г-ди, кривицким -- вырастить монокристалл
по методу Чохральского не вершина технологии и можно сделать практически где
угодно. Но такой кристалл, сцуко, будет недостаточно чистым для больших и
сложных ИС, особенно когда разрешение уже шагнуло в единицы нанометров, что
далеко за пределами видимого света и даже самого жёсткого ультрафиолета. Оно
годится для каких светодиодов или простых изделий низкой степени интеграции,
но не для чего-то сложного и большого. И даже если бы кому и удалось
наладить промышленной производство сапфировых "булок" (boule) требуемой
чистоты, то есть ещё и задача попилить ото на пластины так, чтобы его не
згрязнить и чтобы неровности были сильно меньше того разрешения в единицы
нанометров.

Опять-таки, чтоб два раза не вставать -- все те оптические лейкосапфиры,
часовые стёкла и прочее, то просто грязное корявое г@овно, вообще не
годящееся даже для светодиодов.

* KSI@home KOI8 Net < > The impossible we do immediately. *
* Las Vegas NV, USA < > Miracles require 24-hour notice. *

Geniusz Galewski

На рынке три игрока - Rubicon Technology (США), японская Kyocera и ООО
«Монокристалл». Это действительно прям такая проблема?

--
Bądź zdrów!

Sergey Kubushyn

Yep.

Пригодных для больших ИС кляти москали производят 80%. С похуже/попроще
ситуация не такая критическая, там у них где-то 40% если мне не изменяет мой
склероз. Что тоже достаточно критично и спровоцирует большую ж@опу если они
откажутся поставлять, но не такую, как с верхним сортом.

Японцам вообще тяжело и на них рассчитывать не приходится -- их постоянно
трясёт. А малейшее колебание почвы отправляет всю продукцию, которая должна
была бы попасть в верхний сорт, прямиком в ширпотреб.

Chapai

"Sergey Kubushyn" <k...@koi8.net> wrote in message

> Все сложные и большие ИС, включая все интеловские и AMDшные процессоры,
> делаются на сапфировых подложках высокой чистоты и однородности. Россия

А можно ссылку? Потому как поиск ничего не находит. и FDSOI непонятно
насколько широко.

Sergey Kubushyn

Ну, я даже и не знаю...

Большие ИС с высоким разрешением просто не сделать иначе. И потому, что
большие, и потому, что с высоким разрешением.

Высокое разрешение ведёт к утечкам между элементами и обычная изоляция P-N
переходами и неэффективна, и требует места. И диффузия в толщу делает
высокое разрешение проблематичным.

Большие же ИС имеют очень большую проблему с отводом тепла от кристалла.
Нонешние микропроцессоры вполне себе могут потреблять и 100Вт, которые надо
как-то от кристалла отводить чтоб не расплавился. Кремний сам по себе не
очень хороший проводник тепла, плюс если его посадить на металлическую
подложку напрямую, то его надо от той подложки электрически изолировать. У
всяких силовых полупроводников это решается просто -- припаянная к
теплоотводу подложка является одним из выводов того элемента (например,
стоком МОП-транзистора или коллектором биполярного). Для ИС высокой
интеграции такой подход не катит -- они должны быть минимально возможной
толщины потому как толстый кремний вносит дополнительное тепловое
сопротивление переход-корпус в числе прочего, что требует максимально
теплопроводной изолирующей прокладки. Ничего лучше сапфира для этого не
придумано.

Вот тут верхушка айсберга на очень популярном уровне:

https://then24.com/2022/03/11/expert-ban-on-tech-sales-to-russia-could-trigger-global-microchip-war/

То только самая пупочка, но она отражает. А чтоб глубже, то очень много и не
в интернетах для кого попало...

Sergey Kubushyn

В тех нанометрах, кстати, очень много весьма весёлых вещей, которые сразу в
глаза не бросаются. Например, разность потенциалов в 1 Вольт на расстоянии
10 нанометров это, сцуко, 100 КВ/мм... А "прецезионная" оптическая линза
вполне может иметь горбы и ямы в сотню нанометров -- короче 400нм уже
ультрафиолет a λ/4 уже "precision".

invest...@gmail.com

понедельник, 14 марта 2022 г. в 04:16:44 UTC+7, Sergey Kubushyn:

> [...]
> производит 80%, весь остальной мир 20%. Чтоб два раза не вставать, немцам с

какие конкретно чипы, приведи примеры марок и где они применяются?

Древняя технология КНС(кремний-на-сапфире) известна очень давно,
но я ни разу ее не видел _в ширпотребе_!
(может ты про космические чипы про которые говорил "космический бомбардировщик"? :)
Тогда это ценная идея - подкинь ее в роскосмос!.. )

> [...]
> годится для каких светодиодов или простых изделий низкой степени интеграции,
> но не для чего-то сложного и большого. И даже если бы кому и удалось

уже давно перешли на подложки с эпитаксиальным слоем - при выращивании кристалла практически не возможно получить нужную чистоту! Плюс теплопроводность...

Поэтому кристалл растят с высокой концентрацией примеси - и на него уже(вместо сапфира!) наращивают эпитаксиальный слой - вот он получается уже качественным и тонким, поэтому уже можно использовать большее сопротивление...

Sergey Babkin

On 3/13/22 9:16 PM, Sergey Kubushyn wrote:

> [...]
>
> То только самая пупочка, но она отражает. А чтоб глубже, то очень много и не

Я бы не сильно доверял "русскому эксперту".

-СБ

Sergey Kubushyn

А другие молчат. И тут дело не в гражданстве эксперта. Это очень
специфическая область и обычные "тытруба иксперды" вообще не в теме потому
как оно от них дальше, чем какая тау кита. И описаний на пальцах в Сети тоже
практически нет. Вот про удобрения это да, там "экспертов" вагон и
маленькая тележка. А в этой области _ВСЕХ_ игроков можно пересчитать на
пальцах одной руки. Так что выбор экспертов кагбэ не очень большой.

Когда я начал предрекать большую ж@опу заметив пропадание электронных
компонентов, то вызывало чуть ли не смех и советы сходить на DigiKey. Даже
когда оно уже разгорелось, 99.99% хомячков вообще не понимали о чём говорят
какие-то маргиналы со своими микросхемами. И только когда начали
останавливаться автомобильные заводы, до очень некоторых дошло, что что-то
тут таки не в порядке. Большинство же вообще не имеет понятия ни о каких
микросхемах -- всю жизнь без микросхем жили и теперь пофиг есть ли они в
магазинах, где вообще те магазины с микросхемами и кто их вообще покупает...

Есть и другие места где оно может сказаться, не только электронные
компоненты. Например, большинство инженеров в Altium, который один из
немногих стандартов в электронной индустрии, русские и украинцы. А оно очень
большое и требующее постоянной поддержки и разработки. Но 99.99% народу
"никогда не покупали печатных плат и прекрасно и без них проживут".

А есть ещё, например, палладий, без которого не бывает печатных плат.

invest...@gmail.com

понедельник, 14 марта 2022 г. в 13:57:28 UTC+7, Sergey Kubushyn:

> [...]
> когда оно уже разгорелось, 99.99% хомячков вообще не понимали о чём говорят
> какие-то маргиналы со своими микросхемами. И только когда начали

за сколько бы купили копию айфона которая в N раз быстрее и в M раз больше?
(кстати спасибо что напомнил про КНС - держи бонус - помнишь как И2Л работал?
А что если прямо на солнечные панели нанести топологию майнера или процессора? )

> [...]
> магазинах, где вообще те магазины с микросхемами и кто их вообще покупает...

ну вот вижу что тебе пофигу микросхемы :)

> [...]
> "никогда не покупали печатных плат и прекрасно и без них проживут".
>
> А есть ещё, например, палладий, без которого не бывает печатных плат.

палладий легко заменить обратно серебром - исходно там применялось серебро в старых рецептах!

кстати исходно палладий в активации перед металлизацией появился как дешевый заменитель серебра - потом его стали использовать в катализаторах выхлопа и цены взлетели...

ты даже этого не знал? :) зажрались вы там - думаю реально вы вообще никакой конкуренции оказать теперь не сможете, тогда как русские могут делать платы в любом сортире...

PS и да, мне прикольно посмотреть как америкосы будут доставать санкционную копию айфона которая в 3 раза быстрее и в 10 раз больше

Sergey Babkin

On 3/13/22 11:57 PM, Sergey Kubushyn wrote:

> А другие молчат. И тут дело не в гражданстве эксперта. Это очень

В нем. И в том, что он работает на производителей в России. Он на самом деле не
эксперт, а маркетер.

-СБ

Sergey Kubushyn

И что именно он тем добивается? Пытается втюхать своё фуфло ширнармассам,
которым такое же втюхивают тысячи других?

В мире есть 3 (прописью -- ТРИ) основных производителя. Они все друг друга
знают равно как и покупатели знают их всех и что у кого почём и как. И
покупателей тоже можно пересчитать на пальцах. Маркетинг там вообще никому
нафиг не нужен. Ибо ни новых покупателей, ни новых продавцов на том закрытом
рынке нет. Это такой специфический рынок, где всё давно устоялось. Не
помнишь как всё встало колом когда в Японии сгорел свечной заводик,
производивший всего-то эпоксидку для микросхем? Полгода колбасило и никакие
маркетологи своё фуфло не впарили. Только когда всё восстановили взад и
бэклог рассосался, оно восстановилось взад... Тогда память пострадала.

А историю о том, как ST Micro четыре месяца не мог выпустить НИ ОДНОЙ годной
микросхемы NAND памяти и дошёл до того, что покупал кристаллы у самвсуньга и
паковал их под своей маркой, не слышал? Я в самой гуще был, на собственной
шкуре знаю. Там ещё круче было, они паковали по одному кристаллу в
двухкристалльные микросхемы, у меня тогда ушло две недели чтоб понять почему
YAFFS не переживает ребута. Даже представить было невозможно, что второй гиг
является копией первого. И наоборот. А старший адрес никуда не подключен.

Ну да ладно, можешь думать что хочешь, не хочу спорить. Да и времени на
пустопорожнее нету, работать надо.

Sergey Kubushyn

Ладно, последний раз перед сном, больше тратить времени не буду -- ты не в
курсе какой был самый ненадёжный компонент в воронежских Э-85, МС1212 и
ихних содранных ваксах? Настолько ненадёжный, что прошедшее ОТК изделие
практически НИКОГДА не доезжало до заказчика работающим? И когда его таки
оживляли, то работало весьма недолго?

И2Л помню, даже в своё время 584 серию пользовал. Ничего особенного или
магического. КМОП 588-я минская была куда интереснее -- полная Э-60 с
плавающей точкой, полностью статическая так что можно было просто процессору
тактовый генератор останавливать. Но 1804 была намного интереснее после того
как двухтомник Мика и Брика вышел в МИРе. Мы на них даже на коленке склепали
процессор с загружаемой системой команд, он у нас CP/M и RT-11 сполнял...

Sergey Babkin

On 3/14/22 1:12 AM, Sergey Kubushyn wrote:

> И что именно он тем добивается? Пытается втюхать своё фуфло ширнармассам,
> которым такое же втюхивают тысячи других?

Именно так.

> покупателей тоже можно пересчитать на пальцах. Маркетинг там вообще никому
> нафиг не нужен. Ибо ни новых покупателей, ни новых продавцов на том закрытом

Ты просто посмотри на что он говорит. "Только с 30-летным опытом производства"!
Тьфу. Типичный лохоразвод.

-СБ

Данилов

14.03.2022 11:12, Sergey Kubushyn пишет:
Не царское это дело все эти подложки, неоны-хрюоны. Главное для белого
человека это гигатонны исходников компилировать.

invest...@gmail.com

понедельник, 14 марта 2022 г. в 15:25:30 UTC+7, Sergey Kubushyn:

ну вот нифига не сообразительный ты :) А были бы поумнее - счас бы уже печатали нм чипы не отрывая зада от стула на девайсе размером с твой принтер...

Ладно, уговорил - счас попрошу молодеж разъяснить, мне уже тоже некогда, - если скажите за сколько бы покупали более крутую копию айфона?

Народ, спасайте Серегу от дефицита чипов и всю вашу США(дадим вам фору немного) - кто сколько готов переплатить за айфон и др. девайсы, если копия будет в несколько раз круче оригинала?
(ну да нам прикольно посмотреть как америкосы будут добывать санкционный товар - как в СССР )

Как вы понимаете копия будет больше похожа на швейцарский нож чем на оригинал - добавить туда можно много чего, имея принтер для чипов...
Чего бы еще хотелось иметь в телефоне, может осциллограф или анализатор ДНК?..
Кому чего не хватает?

> [...]
> процессор с загружаемой системой команд, он у нас CP/M и RT-11 сполнял...

ты думаешь я на 1802/1804 ничего не делал? :) До сих пор где-то пачка валяется, могу фотку прислать...

а этих чуваков кого-нить знаешь, или про проект?
http://kronos.ru/members

Суп Лебедушка

Чтоб насрать и себе, и людям.

Chapai

> [...]
> маленькая тележка. А в этой области _ВСЕХ_ игроков можно пересчитать на
> пальцах одной руки. Так что выбор экспертов кагбэ не очень большой.

Олег Изумрудов тоже не выглядт суперэскпертом - какоя-то русская контора что
делает (причем не ясно что в сие вкладывается) средненькие сервера и в
самой России веса не имеет

еще мнения
-----------
Сапфир имеет хреновую теплопроводность. Была древняя технология "кремний на
сапфире", но сейчас ее используют только при неумении делать сращенные
пластины или для оптоэлектроники, то есть это очень нишевое или для очень
старых разработок. А вот высокочистый неон - с ним такая история, это
мизерный по физическому объему рынок (он идет на заполнение камер степперов
и контейнеров для перемещения пластин), и этим занимались украинцы,
занимаясь его выделением и очищением из смеси газов, являющихся побочным
продуктом металлургии. Исходную смесь получали в основном из РФ. Сейчас,
ессно, это рогом встало.

> пишут что подложки.
Журналажа. Из именно электронного ничего сложного на сапфире не делают,
только очень древнюю военку, чисто как архаику.

Для именно электроники - точно. У сапфира есть еще применения в СВЧ
гибридках и особенно резонаторах, но это уже архаичная технология, сейчас
даже 120 ГГц радарные узлы делают на кремнии.

После массового освоения технологий сращенных пластин со слоем окисла между
ними и получения захороненного слоя окисла с наращиванием эпикремния на
SiO2 - Silicon on Saphire ушла в прошлое.

Chapai

Chapai