Копипаста. Социальная мобильность в СССР

Mikhail Kimmelman

... интересно написано, и еще мне понравилась
простая мысль: что на самом деле народ хотел
и хочет не свободы и демократии, а "социальной
мобильности".

Каковая появилась при Хрущеве и исчезла после.

http://alexander-pavl.livejournal.com/149884.html

Одним из самых востребованных жанров массовой
культуры является "история карьеры". Пользователь
масскульта обожает описания жизненных успехов
..., и это неслучайно. «Истории карьеры» предлагают
обывателю поведенческие штампы, следуя которым
он, рядовой гражданин, может стать ... э ... директором
фабрики или министром.
Разумеется, все эти карты фиктивны и никто из чистильщиков
сапог, откладывающих каждый цент в копилку, не станет П. Морганом,
но для социальной мифологии это неважно. Суть её в том, что путь
наверх доступен каждом ... Естественно, если он будет играть
по определённым правилам.

К чему я это говорю? А к тому, что в поздней советской культуре
не было жанра «история карьеры». Буквально -- после 1965 года
советская культура не предлагала советским людям никаких путей
наверх. Более того, были созданы прекрасные книги и фильмы,
предупреждавшие советского человека: «не влезай, убьёт».

Миша

Не скажу за культуру, но жизнь вполне предлагала.

Юра

Mikhail Kimmelman

"Yury Mukharsky" wrote in message news:76lywamiqzy7$.dlg@muh.free.fr...

On Mon, 1 Feb 2016 20:45:20 +0200, Mikhail Kimmelman wrote:

> Каковая появилась при Хрущеве и исчезла после.

> Не скажу за культуру, но жизнь вполне предлагала.

Плохо, значит, предлагала.
Раз перестройку устроили.

Миша

danilow

01.02.2016 21:45, Mikhail Kimmelman пишет:
Вот я тут навскидку - "Москва слезам не верит"
Это поздняя советская культура?

Mikhail Kimmelman

"danilow" wrote in message news:n8ph34$nfs$1...@gioia.aioe.org...

> Вот я тут навскидку - "Москва слезам не верит"
> Это поздняя советская культура?

Тема «как стать директором» в позднем СССР не затрагивалась
никогда. ... Если в книгах и на экранах возникали крупные
номенклатурщики, управленцы и бюрократы, понять, как они
оказались в своих кабинетах, было невозможно.

... Эта неясность была усугублена в одном из самых популярных
советских фильмов -- «Москва слезам не верит». В конце первой серии
героиня засыпала над учебником сопромата, в начале второй --
просыпалась директором огромного завода. Что было в промежутке?
Авторы фильма сконфужено хихикали.

Миша

danilow

02.02.2016 9:12, Mikhail Kimmelman пишет:
Да в принципе чего там неясного.
Все ясно.
Надо вступить в партию.
Потом показать себя в работе и стать бригадиром.
Заочно окончить институт.
Потом в бригадирах постоянно выполнять план и стать начальником цеха.
Потом постоянно выполнять план цеха и стать главным инженером.
Потом, когда директора переведут в министерство, стать директором завода.
Скучно, никакой интриги, это не для кинематографа.
Хотя, были, наверное, книги и фильмы на производственные темы, да кто их
сейчвс вспомнит. Тогда всех не карьера интересовала, а оттепель.

On Tue, 2 Feb 2016 07:59:51 +0200, Mikhail Kimmelman wrote:

> Плохо, значит, предлагала.
> Раз перестройку устроили.

В 65-году? Престройку?

Что ж Вы дату-то срезали.

On Tue, 2 Feb 2016 08:12:37 +0200, Mikhail Kimmelman wrote:

> [...]
> номенклатурщики, управленцы и бюрократы, понять, как они
> оказались в своих кабинетах, было невозможно.

А мне кязалось, что они в фильмах до слез любят вспоминать с друзьями, как
сражались, а потом ходили в университет. Собственно так они и в жизни,
насколько я понимаю было.